Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чему научат польскую армию российские военные?

© коллаж ИноСМИФлаги России и Польши
Флаги России и Польши
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопреки мнению значительного числа комментаторов, Россия не собирается нападать на Польшу или другую страну-члена НАТО. Антинатовская риторика, которая звучит в высказываниях российских политиков и военных, а также проникает в официальные документы, это не более чем остатки схематичного мышления эпохи холодной войны, свойственные твердолобым представителям российской военной и политической элиты.

Ректор Академии национальной обороны объявил о своем желании пригласить российских военных читать лекции в Польше. Судя по обрушившейся на него критике, это была смелая и новаторская идея. А одновременно очень полезная: как для Польши, так и для России.

Реформы в польской армии идут уже два десятилетия, несмотря на это она остается застарелой структурой, пребывающей с организационной и ментальной точки зрения в прошлой эпохе, когда военные не могли свободно приобретать знания и подвергались идеологической обработке. Информация, которая предлагаются слушателям в военных учебных заведениях, оказывается в итоге бесполезной при столкновении реалий современного мира с казармами, гарнизонами и тщательно охраняемыми академиями. После смены государственного строя польские военные и обучающие их вузы оказались совершенно неготовы к встрече с открытым обществом и сложным глобальным миром. В контексте усиливающихся процессов глобализации и усиления взаимной зависимости государств и народов в современном мире все более насущной оказывается необходимость расширять горизонты, тренировать навыки критического отбора и объективной оценки информации. Сейчас, когда традиционные угрозы уходят в прошлое и уступают место так называемым угрозам ассиметричным, военные (как, впрочем, и любые другие специалисты) беспомощны и бесполезны без широкого объема знаний о мире и непосредственного контакта с внешними относительного своего круга явлениями.

Пилоты F-16 польских ВВС в Израиле во время учений "Пустынный ястреб"


Россия не нападет?

Вопреки мнению значительного числа комментаторов, Россия не собирается нападать на Польшу или другую страну-члена НАТО. Антинатовская риторика, которая звучит в высказываниях российских политиков и военных, а также проникает в официальные документы, это не более чем остатки схематичного мышления эпохи холодной войны, свойственные твердолобым представителям российской военной и политической элиты. Конечно, части российских офицеров, воспитанных советскими академиями в духе неотвратимости конфронтации с Западом, сложно избавиться от вбитых им в головы схем о структуре и механизмах функционирования европейской и глобальной системы безопасности. Поэтому некоторые из них действительно верят в давно потерявшие актуальность догмы о возможности или даже неотвратимости конфликта с Альянсом. Тем же, у кого хватает смелости пробить стену стереотипов и комплексов, совсем нелегко подключиться к российской дискуссии о безопасности страны и архитектуре отношений с НАТО.

По этой причине страны-члены Альянса, находящиеся в непосредственной близости от российской границы не просто заинтересованы в информировании России об истинных целях, намерениях и планах НАТО, но и обязаны это делать. Принимая во внимание то, что от пустых споров, недопонимания и дезинформации в отношениях между Россией и НАТО больше всего может пострадать именно Польша, польские военные должны со всей решительностью противостоять попыткам изоляции России и предпринять усилия по выстраиванию конструктивных контактов, основанных на взаимном доверии и открытости. Польша должна осознать важность того, чтобы в российской политической и военной элите, в истеблишменте, который формирует военную доктрину и концепцию сосуществования с соседями, право голоса получило поколение конструктивно настроенных офицеров, воспринимающих нашу страну как стабильный элемент европейского уклада, а не кусок суши, по которой российские танки пойдут завоевывать Европу.

Формирование доверия

Формирование доверия между ищущей свое место в европейской архитектуре безопасности Россией и пытающейся играть активную роль в НАТО Польшей, — это, безусловно, непростая задача, и ее реализацию необходимо разделить на ряд мелких, не нарушающих хрупкую стабильность двусторонних отношений, шагов. Одним из них может быть как раз обмен идеями, происходящий посредством взаимных визитов лекторов. Решение ректора Академии национальной обороны — это смелый шаг в направлении укрепления доверия вначале в двусторонних контактах, а потом и в более широком контексте стратегических отношений между Россией и НАТО в сложном с геополитической точки зрения регионе Центральной Европы. Отношения, базирующиеся на взаимном доверии, могут зародиться лишь в личных контактах военных, которые смогут узнать друг о друге не из лекций, воспитанных на идеологии холодной войны профессоров, а в процессе непосредственного, гарантирующего свободный обмен мыслями диалога. Без знакомства друг с другом поляки и россияне будут продолжать черпать информацию из сомнительных с профессиональной точки зрения и идеологически вредных материалов, которые создаются людьми, основывающими свои суждения на стереотипах и извращенном понимании действительности.

Таким образом появление российских лекторов в польских вузах — это шанс на то, чтобы польские военные соприкоснулись с правдивыми, а не искаженными знаниями о мире, акцент в которых будет сделан на нашего самого большого и самого значительного восточного соседа. Это тем более важно, поскольку наши отношения с Россией опутаны огромным количеством вредных мифов и стереотипов.

Призывники во время построения


Иррациональный страх

Опасения некоторых комментаторов, что приглашенные российские лекторы будут вести в Польше разведывательную деятельность абсурдны и оскорбительны. Россия, находящаяся в поиске союзников и выстраивающая конструктивные отношения со странами НАТО не может позволить себе отойти от высочайших профессиональных стандартов. Боязнь, что россияне будут у нас шпионить, — это проявление слабости польских структур и подпитываемой историческими комплексами болезненной подозрительности к своим прежним противникам и захватчикам. Но если польские вузы примут россиян с распростертыми объятиями и без предубеждений, в будущем Москва убедится, что поляки «не кусаются», и польские военные смогут рассчитывать на взаимность. Таким образом опасения, что российские специалисты займутся у нас разведкой, — это, в сущности, сомнения в высоком уровне этики и профессионализма наших военных, а не реальное отражение коварных замыслов будущих гостей Академии безопасности.

Дружественные шаги могут убедить Россию, что Польша, как и все НАТО в целом, не имеет в отношении нее враждебных намерений и нацелена на установление конструктивного взаимодействия, которое будут включать в себя предупреждение общих угроз и создание общего пространства безопасности. Со временем это поможет искоренить последние элементы враждебности между прежними соперниками по обе стороны железного занавеса. Если Польше удастся сыграть в этом процессе активную роль, она сможет рассчитывать не только на улучшение ситуации с собственной безопасностью, но и на признательность союзников по НАТО, а также благодарность осваивающихся с новой действительности российских партнеров.