Личности такого масштаба, как гетман Украины Иван Степанович Мазепа (20.03.1639 — 22.09.1709, «держал» гетманскую булаву с июля 1687 года), перестают, в силу особенностей человеческого сознания, быть «просто» живыми, смертными людьми со своими добродетелями и недостатками, победами и просчетами. Они — даже поневоле — превращаются в определенные национальные символы, которые (и это стоит подчеркнуть) необходимы, потому что подпитывают вольнолюбивый дух народа. Конечно, здесь кроется и опасность «опьянения» от мифологем.
Как мог Мазепа (не будем пересказывать основные вехи его биографии, потому что они известны каждому образованному украинцу) соединить в себе, казалось бы, абсолютно несоединимое: черты олигарха-землевладельца и человеконенавистника, истинного аристократа, «образованного правителя» — и одновременно преданного слуги сумасбродного, жестокого и в то же время дьявольски хитрого царя Петра, азиата по внутреннему убеждению и «европеизатора» новосозданной империи по политическому принуждению?
Читайте также: Иван Мазепа - начало
А что оставалось делать гетману Украины, князю Священной Римской империи, кавалеру всех возможных орденов и тому подобное? Если он хотел выжить (просто выжить), он обязан был завоевать доверие царя, верой и правдой служа ему... Потому что видел, как истязают и казнят в Московии, которая становилась империей (благодаря Украине!), даже знатных бояр. Потому что чувствовал, что «тиски» истории неумолимо сжимаются над Украиной, и остался лишь один, может, последний для нее шанс на освобождение от царя-палача, и нужно дождаться этого шанса, а пока — сохранять верность царю.
Трагедией для Украины стало то, что непреодолимой была пропасть между образованной казацкой старшиной, на которую, собственно, и делал ставку Мазепа, и «посполитым» людом, который, не чувствуя особых изменений в своем положении, решил, что московская власть, что гетман, который 20 лет ей служил, а теперь объединился с королем Карлом, — все они одинаковы (!). И оказалось, что опираться только на образованный слой общества, не получив поддержки народа, — это неизбежное поражение. Тем более что Петр и его сатрап Меншиков залили кровью Гетманщину, распиная казаков, которые сочувствовали Мазепе.
И все же гетман Мазепа стал символом нашей драматичной истории. Символом борьбы за независимость — недаром всех без исключения поборников свободы Украины имперские идеологи 300 лет подряд именовали «мазепинцами». И были правы!