Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Визит американского президента Барака Обамы в Израиль – важное событие в общественно-политичсекой жизни страны. Цель этого визита – продемонстрировать глубокую связь США с еврейским государством и снять навсегда возникшие в прошлом подозрения, что глава американской администрации намеренно игнорирует посещение Израиля.
Этот визит, по своей сути, мог бы возродить надежду на возобновление переговорного процесса о мирном урегулировании палестино-израильского конфликта. Но в ситуации, при которой Обама заранее предупреждает о том, что не стоит возлагать на его визит особые надежды и что он не везет в Иерусалим и Рамаллу новый план урегулирования; в ситуации, при которой Обаму встречает новое израильское правительство, состоящее целиком и полностью из праворадикальных и умеренно правых политиков, нужно обладать очень развитым воображением, чтобы поверить в возможность какого-либо прорыва в переговорном процессе.
В этом кроется главная проблема и опасность визита американского лидера. Израильское правительство и общество могут расценить вежливый тон президента США и отсутствие непосредственной угрозы американского давления на Иерусалим, как освобождение Израиля от необходимости проявлять инициативу в государственно-политической сфере.
Подобные выводы могут причинить серьезный ущерб государству и его гражданам. Обама и США не являются кофликтующей стороной в противостоянии палестинцев и израильтян. Не президенту США придется жить в стране, которая меняет свой облик в результате незаконной оккупации и изоляции со стороны международного сообщества. Нетаниягу прав, заявляя о том, что на шкале приоритетов американского правительства израильские проблемы не всегда занимают основное место. Интересы Израиля и США также совпадают далеко не всегда. Об этом Вашингтон напоминал Иерусалиму не единожды. Соединенные Штаты не могут стремиться к мирному урегулированию больше, чем обе стороны конфликта. Но именно та нерешительность, которую до сих пор проявляли США в данном вопросе, убедительно показывает, что единственной стороной, которая может инициировать возобновление переговорного процесса, является Израиль. Формула этих переговоров известна давно: два государства для двух народов.
Обама может и должен объяснить израильскому руководству, каким образом продолжение оккупации будет оказывать негативное влияние на взаимоотношения между двумя государствами. Он обязан объяснить, что продолжение оккупации наносит ущерб интересам США в регионе, ослабляет поддержку Израиля со стороны американского общества. В этом и заключается миссия американского лидера. В свою очередь премьер-министр Нетаниягу не может ограничиться общими заявлениями «о мире». На нем лежит ответственность за возобновление переговоров с палестинским руководством.