Появившаяся 18 марта новость о возможном введении налога на банковские вклады на Кипре, что серьезно ударило бы по кошельку десятков тысяч россиян, вызвала настоящий ужас на самом верху российского государства. Президент Владимир Путин назвал эту инициативу «несправедливой, непрофессиональной и опасной». Его премьер-министр Дмитрий Медведев, в свою очередь, сравнил ее с «конфискацией чужих денег» и пригрозил острову отказом от продления срока выплаты его долга Москве. В 2011 году Россия выделила Кипру кредит на 2,5 миллиарда евро на пять лет, который тот хотел бы погасить к 2022 году. В июле 2012 года Москва не согласилась с таким предложением, отметив, что заниматься задолженностью стран еврозоны должен Европейский Союз...
Восемь месяцев спустя в Москве, должно быть, посыпают голову пеплом. Российское руководство считает, что его обманули, раз никто не посчитал нужным проконсультироваться с ним. «У нас была договоренность с коллегами из еврозоны о том, что мы будем координировать наши действия», — посетовал министр финансов Антон Силуанов.
Читайте также: России рано ставить крест на Кипре
Но разве этой причины было достаточно, чтобы подтолкнуть Кремль к защите тех сограждан, которые перевели средства на остров, чтобы сокрыть их от российских налоговых органов?
Владимир Путин, который недавно отправил в отставку нескольких своих соратников (их поймали на том, что они не задекларировали имевшуюся у них недвижимость за границей) пытается убедить граждан вернуть деньги в Россию. С этой точки зрения кипрский «грабеж» может оказаться манной небесной. «В российских банках ничего такого не случится!» — во весь голос кричат власти. Как бы то ни было, эксперты сомневаются, что они будут услышаны, потому что виной утечки капиталов из России являются как раз-таки вездесущие коррупция и безнаказанность. По мнению бизнесмена Дмитрия Костыгина, выводы уже сделаны, бизнес (а не только счета и денежные потоки) будет переводиться в другие юрисдикции — Люксембург, Нидерланды, Швейцарию.
Дело в том, что речь идет об очень серьезных суммах. Общий объем вкладов российских клиентов в кипрских банках сегодня оценивается примерно в 15-20 миллиардов евро, тогда как в городе Лимасол на юге острова проживают примерно 40 000 — 50 000 россиян: там существуют две русскоязычные радиостанции, газета и две школы для русских детей. На российские деньги приходится более четверти всех банковских вкладов на Кипре и почти треть иностранных инвестиций. По уже давно отработанной схеме россияне создают здесь шелл-компании, чтобы затем, пользуясь низкой налоговой ставкой (10%), вновь вложить средства на родине в обход российских налоговых органов. С 2007 года кипрские паспорта получили более 60 российских олигархов, для чего требуется банковский вклад в 17 миллионов евро в течение как минимум пяти лет или прямые инвестиции в 30 миллионов евро в экономику острова! Самый известный из них — это сталелитейный магнат Александр Абрамов, который занимает 26 место в российском списке Forbes с состоянием в 4,6 миллиарда долларов.
Также по теме: Путин недоволен новыми налогами на Кипре
Некоторые источники также утверждают, что негодование Кремля объясняется тем, что через остров идут поставки российского оружия в Сирию, Ливан, Китай и Иран.
«Куда смотрели разведчики?» — задается вопросом авторитетная финансовая газета «Ведомости» (партнер The Financial Times). Тем не менее, продолжает издание, руководство ЕС уже не раз говорило о том, что европейские «налогоплательщики не должны спасать «грязные русские деньги». «В это трудно поверить, но похоже, что европейские политики готовы сильно рискнуть ради того, чтобы оказать давление на какого-то влиятельного политика, тайно укрывающего деньги в кипрских банках», — делают вывод «Ведомости». Но кто это? Человек из Кремля?