Нынешняя российская власть мутирует даже не в СССР, а в Московское царство, где общество искусственно разделено властями, а на местах руководят феодалы-чиновники, утверждает Наталия Шавшукова, руководитель «Школы новой власти» Комитета гражданских инициатив, во главе которого стоит экс-министр финансов России Алексей Кудрин.
Если говорить о политической стабильности нынешней системы и можно, то ситуация в сфере экономики и налаживания здорового экономического климата двояка, отмечает она. С одной стороны, В.Путин является удобным для Запада партнером, с другой – в Россию не вкладывают из-за произвола чиновников и коррупции.
По словам собеседницы Delfi, для России более благоприятен не революционный сценарий изменений, а эволюционный, при котором власть будет меняться снизу, путем замены ставленников власти на местах профессиональными управленцами. Однако Н.Шавшукова не исключает и возможности социального бунта.
- Российские власти постулируют стабильность, говорят о налаживании здорового делового климата. Как обстоят дела с этими двумя вещами?
— Если стабильность выражается в стабильности власти, то, наверное, это имеет место. С одной стороны, Владимир Путин очень удобный партнер для Запада. И, видимо, не все, в том числе и западные политики, готовы жертвовать своими интересами ради того, чтобы способствовать демократии в России. Недавнее решение Германии и Люксембурга о том, что они предоставляют свободный въезд носителям синих паспортов, дало российскому обществу понять, что им на него плевать: мы имеем дело с вашей элитой, и мы с ними договоримся по удобным для нас понятиям.
С другой стороны, суды, общий произвол, беззаконие и возможность в любой момент потерять бизнес, поссорившись с чиновником, который тебя «крышует», конечно, не играют на пользу России. Я думаю, что крупные компании со связями не уйдут, но и новые не придут. И в этом смысле ситуация выглядит двояко, и в Россию не вкладывают.
- Не секрет, что для российских бизнесменов другие страны, например, тот же Казахстан, и в плане бизнеса, и в плане налоговой системы выглядят более привлекательно, нежели Россия. Как можно остановить эти процессы? Чиновники, судя по всему, руководят всем происходящим…
— Как устроен средний российский город? Человек возглавляет город, он же является владельцем или субвладельцем крупного предприятия, заправок, торговых сетей и т.д. Это феодальная система, и человек, который командует городом или районом считает, что вполне может вмешиваться в деятельность предприятий и считает себя владельцем этой территории. Проблема в том, что они не понимают, что они ею управляют. И на уровне страны происходит то же самое. Они (власти, чиновники) считают, что нами владеют, что они не управленцы, а владельцы земли Русской. Пока такая позиция в голове не поменяется, либо мы не поменяем их на людей, которые будут мыслить по-другому, то с экономикой и инвестиционным климатом у нас будет все так же.
- По-вашему, российские граждане согласны с утверждением, что ими владеют?
— Российские граждане только сейчас начали осознавать, оглядываться вокруг себя и понимать, что что-то не так. Первым проснулся так называемый средний класс. Фальсификации на выборах 2011-го года были беспрецедентными, однако фальсификации на выборах при В.Путине (при Борисе Ельцине в меньшей степени) были всегда. Но в 2011 году российское общество вдруг проснулось и обнаружило, что мимо нас что-то происходит. Точно так же это общество вдруг обнаружило, что у нас есть сироты и убивают детей, хотя детей убивали и до этого, а ситуация была жуткой и раньше. Сейчас это общество начнет вдруг осознавать какие-то другие вещи. Власть в свою очередь испугалась этого.
- Нынешняя структура власти и управления в России, по словам экспертов, перестала быть гибкой. Какие, по вашему мнению, есть механизмы для изменений? Это только, как говорят некоторые оппозиционеры, исключительно революция?
— Есть другой механизм, который для нас был бы более желателен – это постепенная эволюция, но они (власти) не поддаются и никого не пускают. Но есть и еще один механизм: постепенное замещение власти снизу через местные самоуправления. Где опора нынешней власти – на тех некомпетентных людях, которые сидят внизу и не знают, как поставить в деревне почтовый ящик или заняться дорогой, но прекрасно знают, как обеспечить результаты «Единой России» на выборах.
- Т.е. вы ведете речь о формировании класса профессионалов?
— О формировании класса профессионалов на местном уровне. Речь идет о замене упомянутых мною людей снизу на тех, кто понимает, что эффективно управляет, а не владеет нами, и что управляет не вечно. Я боюсь, что снизу мы в какой-то момент натолкнемся на волну революции сверху. И если в России возникнет ситуация, когда власть сменится насильственным путем и перестанет на какое-то время существовать, мы должны быть готовы к тому, что будут компетентные люди не только наверху, но и внизу.
- Часто приходится слышать о впитанном с молоком матери чувстве патернализма у россиян, что вы об этом скажете?
— На Болотной площади был такой лозунг: вы нас еще не знаете! То же самое, я думаю, может о себе сказать вся Россия: вы из Москвы нас даже не представляете! В 2011 году я избиралась в Московскую областную думу, и когда я ходила общаться с избирателями по городским кварталам области, люди охотно открывали дверь и начинали разговаривать, задавать вопросы, когда я говорила, что не из «Единой России». На самом деле они готовы, и мы даже не представляем насколько российское общество изменилось, как какое-то время не представляли, что у нас есть креативный класс. Общество меняется, но, видимо, оно этого пока не поняло, и социологи, видимо, пока этого не поймали. Да, остается достаточно консервативная часть населения, но есть запрос на изменения.
- Вы считаете возможным, что В.Путин пробудет президентом два срока?
— Это самый сложный вопрос, поскольку никто никогда не знает, что они сделают, но рейтинг ему уже не восстановить. А система начала мутировать невероятным для европейской страны образом даже не в «совок», а в Московское царство. Сейчас ведется сознательная антипрогрессивная политика. И на самом деле это страшно и, по сути, может послужить детонатором социального взрыва. И мы как оппозиция должны донести до людей, что нас искусственно разделяют, говоря, что мы не одной крови, что якобы есть две России — те, кто продался Западу и ходит на площадь, и нормальные люди. Нет, мы – единая страна, единая нация. Нельзя искусственно разделять страну.