Несмотря на то, что Национальный избирательный совет (НИС) Венесуэлы попросил претендентов на высший государственный пост воздержаться от проведения избирательных мероприятий в дни католической Страстной Недели, предвыборная схватка набирает силу.
Ранее НИС официально объявил, что предвыборная кампания за президентское кресло в Венесуэле стартует 2 апреля. Внеочередные президентские выборы в Венесуэле после кончины Уго Чавеса пройдут 14 апреля.
Не проходит и дня, чтобы временно исполняющий обязанности президента Венесуэлы Николас Мадуро и лидер венесуэльской оппозиции, губернатор штата Миранда Энрике Каприлес не проводили митинги своих сторонников.
Врио президента Венесуэлы как преемник Чавеса в своих выступлениях делает ставку на использование имени и образа команданте для привлечения голосов избирателей. Николас Мадуро постоянно заявляет, что только он является настоящим «чавистом», готовым отдать жизнь за идеалы боливарианской революции.
Однако, как отмечают местные наблюдатели, ему явно не хватает ума и харизмы, которые были у умершего главы государства Уго Чавеса.
Мадуро изо всех сил пытается увлечь за собой массы яркими, популистскими идеями и соответствовать тому стереотипу, к которому привыкла толпа. Однако у него не всегда это получается.
Он раздает обещания, что в случае победы на выборах сохранит курс боливарианской революции, будет защищать беднейшие слои населения Венесуэлы, строить новое жилье, ремонтировать больницы и школы, бороться с преступностью, бюрократизмом и коррупцией.
Даже свой избирательный штаб Мадуро назвал именем Уго Чавеса и включил в его состав соратников лидера боливарианской революции: вице-президента республики Хорхе Арреаса, председателя Национальной ассамблеи Дьосдадо Кабельо, главу МИД Элиаса Хауа, министра нефти и руководителя государственного нефтегазового концерна «Petroleos de Venezuela» Рафаэля Рамиреса, министра финансов и экономики Хорхе Джордани, а также старшего брат Уго Чавеса, губернатора штата Баринас Адана Чавеса, министра связи и информации Эрнесто Вильегас.
Интересно, что если всего полгода назад безопасность граждан и рост преступности в стране были закрытыми темами, то сейчас оба кандидата на пост президента ставят их чуть ли не во главу угла своей агитационной политики.
Мадуро, выступая на одном из предвыборных митингов, заявил, что борьба с преступностью в ближайшие годы будет главной задачей государства.
В свою очередь, его соперник Каприлес использует рост преступности в стране для обвинения венесуэльских властей в том, что они в течение последних 14 лет не способны были решить эту проблему.
Согласно данным МВД Венесуэлы, впервые опубликованным с 2006 года, в прошлом году было совершено 16072 убийства, что на 14% больше, чем в 2011 году.
Многие считают эти цифры заниженными.
Так, по данным венесуэльской неправительственной организации по противодействию насилию, в 2012 году в стране было совершено 21692 убийства, что составляет 73 убитых на 100 тысяч населения и является одним из самых высоких показателей в мире.
Энрике Каприлес в своих предвыборных выступлениях делает акцент на то, что в случае победы Мадуро Венесуэла и дальше будет катиться по пути ухудшения экономической ситуации, роста инфляции и преступности. Оппозиционный кандидат считает, что венесуэльские власти встали на путь обмана и скрывают от общественности истинное положение дел в стране. По его мнению, только смена политического и экономического курса сможет спасти Венесуэлу от надвигающейся катастрофы, и призывает венесуэльцев 14 апреля проголосовать за обновления курса страны.
Сегодняшняя Венесуэла разделена на два непримиримых лагеря, примерно равных по численности. В одном - те, кто живет на пособие, и связывают свое будущее с «социализмом XXI века».
Уго Чавес за годы своего правления выделил на социальную поддержку бедных более 500 миллиардов долларов, а в планах развития страны до 2019 года предусмотрены ассигнования еще на 600 миллиардов долларов. В стране создана сеть из более шести тысяч бесплатных столовых, которая ежедневно обслуживает почти миллион малоимущих. Эти люди готовы на все ради победы Мадуро.
На другой стороне находится так называемый «средний класс», который связывает свое будущее с частным предпринимательством и свободным рынком. Он считает, что национализированные отрасли экономики, такие, как нефтяная сфера, горнодобывающая и металлургическая промышленность, управляются неэффективно.
Так, объемы добычи нефти за 14 лет правления Чавеса не увеличились и остаются на уровне 3 миллионов баррелей в сутки. Из-за изношенности оборудования и неграмотных управленческих решений растет себестоимость добычи нефти.
Громадный урон был нанесен венесуэльскими властями сельскому хозяйству. С 2003 года в стране централизованно устанавливаются цены на 400 видов товаров, включая продукты питания, «для борьбы с инфляцией и защиты бедных». Это привело к дефициту товаров и резкому росту цен. Если раньше Венесуэла практически полностью обеспечивала себя продовольствием, то сейчас она вынуждена его импортировать, даже кофе приходится ввозить из соседней Колумбии и других стран.
Согласно опросам общественного мнения, в предвыборной кампании продолжает лидировать Николас Мадуро. Сейчас предпочтение Мадуро отдают 48,8 % избирателей, в то время как за оппозиционного кандидата Энрике Каприлеса отдать свои голоса готовы 33,8%.
Очевидно, что кто бы ни победил на президентских выборах, ему достанется тяжелое наследство от Уго Чавеса. В первую очередь — ухудшение делового климата и растущий макроэкономический дисбаланс в экономике страны.
По оценке экспертов, даже в том случае, если цены на нефть останутся высокими, долговые обязательства Венесуэлы будут «съедать» все более существенную часть доходов от продажи «черного золота». Будущему президенту придется также срочно решать проблемы обеспечения безопасности граждан, вызванные разгулом преступности, особенно среди молодежи.