Быть геем в России довольно трудно. Хотя гомосексуализм - уже не уголовно наказуемое преступление, и с 1999 года не считается психическим расстройством, в стране все еще преобладает гомофобная разновидность национализма, что лишний раз подтверждается законом об антигомосексуальной «пропаганде», который сейчас рассматривается в Государственной Думе.
Но, по крайней мере, сегодня россияне могут говорить о гомосексуальности, что было совершенно неприемлемо в советский период. То молчание оставило зияющую дыру в исторической летописи России. Однако теперь история постепенно начинает обретать форму. Российско-американский художник Евгений Фикс (Yevgeniy Fiks), иммигрировавший в Нью-Йорк в 1994 году, впервые попытался сложить некоторые ее кусочки в единую картину.
В своей новой работе Фикс рассказывает о тщательно скрываемых деталях этой истории – о поисках гомосексуальных партнеров при коммунизме. Новая книга художника под названием «Москва» представляет собой эмоциональные и правдивые размышления о поисках партнеров в столице: в ней представлены фотографии общественных туалетов недалеко от сада Эрмитажа, лестниц набережной Москвы-реки у Московского государственного университета, Большого театра и многих других знаковых мест.
По словам Фикса, большую часть материала он почерпнул у историков, которые писали о жизни геев в Советском Союзе с 1920-х по 1970-е года. «Около 30% фотографий я сделал сам, поскольку я знал места, - рассказывал Фикс во время своего интервью по скайпу. – О некоторых подобных местах в Москве знали многие, но люди не стали бы их фотографировать. Это не те места, которые принято превращать в памятники». Однако именно это Фикс и сделал своими пронзительными образами.
Читайте также: Запрет пропаганды гомосексуализма - это традиционализм в его худшем понимании
В русском языке место встречи геев называлось «плешка», что в буквальном смысле значит «чистое место». (Этим словом иногда называют лысину на голове.) К концу советского периода «директором Плешки» стали называть статую Карла Маркса на площади Свердлова (ныне Театральной площади).
«Это был типичный советский юмор», - говорит Фикс. Гомосексуалисты высмеивали Маркса, превратив его в свою гей-икону. Подобным же образом статуи Ленина в центрах советских городов в среде гомосексуалистов назывались «тетей Леной», и геи назначали встречи, используя кодовую фразу «Встретимся у тети Лены».
Книга «Москва», изданная Ugly Duckling Presse в 2013 году, представляет собой попытку рассказать о более невидимом и когда-то тайном. В этой небольшой книге собраны фотографии безлюдных лиц и пустых парков, мокрых от дождя и покинутых людьми. Она получилась печальной и памятной. Будучи опубликованной всего несколько недель назад, эта книга, по словам Фикса, только начинает попадать в руки гей-активистов в Москве. «Они отнеслись к этой книге с интересом, однако для них это все равно нечто новое».
Фикс вспоминает, что многих гомосексуалистов заставляли давать клятву марксиста. В самом начале советского периода наблюдалась определенного рода терпимость и даже лояльное отношение к геям, однако в 1933 году гомосексуальность снова попала в разряд уголовно наказуемых преступлений, и это сообщество вернулось в подполье.
Также по теме: Бритоголовые и полиция разогнали гей-парад
«Истории советских геев почти нет, - говорит Фикс, сидя со столом в нью-йоркской Галерее Винкельмана ветреным февральским воскресным днем. – Прежнее поколение практически ничего об этом не рассказывало».
Живущий в Бруклине художник, который учился в училище памяти Революции 1905 года и в институте Сурикова в Москве, рассказал, что он работал над этим проектом около двух лет. «Мне казалось очень важным документировать советскую историю. Но в 1994 году я уехал. Я уже стал нью-йоркцем, поэтому я не могу говорить о жизни геев в современной России. Эта книга – скорее, могильный камень, траур по тем поколениям, которые не могли говорить сами за себя».
Третья выставка работ Фикса, состоявшаяся в нью-йоркской галерее Винкельмана 23 марта, стала выражением более игривой и ироничной стороны художника и социолога, подчеркнув его корни, уходящие в сардоническое движение соц-арта.
В качестве названия для своей выставки – «Гомосексуализм – это атомная бомба Сталина для уничтожения Америки» (Homosexuality Is Stalin's Atom Bomb to Destroy America) – Фикс взял цитату из одной статьи 1953 года, написанной экспертом в области холодной войны Артуром Гаем Мэтьюсом (Arthur Guy Matthews). «Мне кажется, что в США антикоммунистические и антигомосексуальные кампании перекликались и накладывались друг на друга. Эти кампании подкрепляли друг друга», - объясняет Фикс. На основании обширного материала выставка художника передает тесную связь антикоммунистических настроений и гомофобии в США. В частности, Фикс попытался разобраться в «красной» и «лавандовой» угрозах, которыми все были обеспокоены в эпоху МакКарти, когда правительство везде видело заговор. Федеральное правительство и коммунистическая пария преследовали гомосексуалистов, опасаясь угроз для безопасности. Антигомосексуальные настроения начали постепенно сливаться с антикоммунистическими речами.
Читайте также: Мадонну будут судить за поддержку гомосексуалистов
Две инсталляции выставки посвящены Гарри Хею (Harry Hay), коммунисту и активисту, которого исключили из Коммунистической партии и который позже стал одним из основателей движения за права гомосексуалистов в США. По исторической иронии, как говорит Фикс, Хей использовал труды советского диктатора Иосифа Сталина: он позаимствовал определение национальных меньшинств и выдвинул идею о том, что гомосексуалисты – это тоже меньшинство.
Фикс изображает эпоху, которая, очевидно, уже осталась в прошлом – по крайне мере, в США. В наши дни США и Россия развиваются в совершенно противоположных направлениях в вопросах, связанных с правами гомосексуалистов. К 2013 году однополые браки были легализованы в девяти американских штатах и в Вашингтоне, округ Колумбия. В России депутаты совсем недавно приняли (388 голосами за и всего одним голосом против) предварительную версию законопроекта о «пропаганде» гомосексуализма, который, как опасаются активисты, может быть использован, чтобы снова объявить гомосексуализм вне закона.
Нью-Йоркская выставка Фикса также по-новому высвечивает первые испытания советской атомной бомбы – той, которую американцы называли «Joe 1». На фотографиях приведены цитаты политиков времен холодной войны, что помогает установить ироничную связь между атомной бомбой и гомосексуальностью. На выставке представлены фотографии мест встреч геев в Вашингтоне, округ Колумбия, и на каждой из них обязательно присутствует вырезанное из картона облако-гриб от взрыва «Joe 1». «Я пытаюсь создать пародию на антисоветскую и антигомосексуальную охоту на ведьм, в которой гей изображается в виде радиоактивного облака, я приравниваю его к атомной бомбе. Я хотел показать, что этот человек представляет собой опасное зло, с которым необходимо бороться», - говорит Фикс.
Также по теме: Скрытая и явная пропаганда гомосексуализма
На выставке также можно увидеть «Карту зон повышенной опасности Манхэттена» («Security Risk Map of Manhattan»), на которой отмечены все места встреч геев и коммунистов в Нью-Йорке с 1930-х годов по 1950-е. Эта карта – свое рода географический комментарий связей гомосексуализма и коммунизма, о которых говорили в США в те времена.
С 1930-х по 1980-е годы преследования гомосексуалистов «было единственным вопросом, в котором мнения двух сверхдержав совпадали», говорит Фикс, которого с недавнего времени все больше интересует «неудобная» правда. «Обе страны были согласны с тем, что геи им не нужны, и пытались обвинить в их существовании своего противника… Я попытался показать гротескную природу этой игры».