Только недавно взойдя на престол и не успев даже помять свои белые папские одежды, Франциск I взял штурмом мир Римско-католической церкви. Жители Ватикана пытаются проанализировать каждый его жест и слово, однако всеобщее расположение по отношению к новому папе трудно не заметить. «Смиренный», «простой», «непритязательный» и «участливо консервативный» - это те черты характера, которые приписываются Папе, хотя все это, возможно, лишь домыслы верующих. А правда заключается в том, что нам крайне мало рассказывали о том, во что действительно верит этот симпатичный священнослужитель из Аргентины.
До настоящего момента.
Выясняется, что информации о нем можно найти довольно много, и самые интересные факты вовсе не были спрятаны в церковных архивах, а были озвучены в серии бесед между Хорхе Марио Бергольо и его соотечественником, аргентинским раввином Абрахамом Скорка (Abraham Skorka). В течение 20 лет архиепископ Буэнос-Айреса и Скорка, лидер Еврейской ассамблеи Латинской Америки, вели публичную беседу, эпизоды которой даже показывали по телевидению. Отредактированная версия этого обмена мнениями постепенно превратилась в книгу под названием «Sobre el Cielo e la Tierra» (О небе и земле»), которая была опубликована на испанском языке в 2010 году и переиздана в 2012 году издательством Random House.
Однако, очевидно, в судорожных попытках истолковать поведение и слова нового Папы, мало кто из новоявленных оракулов потрудился прочитать эту книгу. И напрасно, потому что «О небе и земле» - это глубокий, подробный разговор между двумя духовными лидерами, которые являются близкими друзьями и единомышленниками. Предметами обсуждения, выбранными из материалов многолетних бесед, стали самые разнообразные вопросы – от экологии и атеизма до Холокоста и грязной войны в Аргентине – перемежающиеся размышлениями о трудах святого Августина, Маймонидеса, Клода Леви-Стросса и Карла Маркса.
Хотя тон их бесед чрезвычайно сердечный – кажется, что они соглашаются друг с другом во всем – в их диалоге присутствует множество рассуждений самого Бергольо, и некоторые из лучших подобных отрывков напрямую опровергают тот образ нового Папы, который успели создать журналисты с момента появления белого дыма над Сикстинской капеллой.
Позиции Бергольо вряд ли можно назвать убеждениями чопорного консерватора. В вопросах социальной справедливости и бедности его взгляды кажутся положительно радикальными. Будучи яростным критиком необузданных рыночных сил – «дикого капитализма», по его собственным словам – он резко осуждает тех, кто пытается решать проблему нищеты лишь на словах, а также духовенство, которое не желает «закатывать рукава» и «пачкать ноги в грязи», чтобы послужить бедным.
Его отношение к абортам и однополым бракам крайне традиционно, что совершенно не удивляет. Однако будучи архиепископом, Бергольо демонстрировал некоторую гибкость в этих вопросах. Во время жестоких споров в Аргентине, которые угрожали расколоть церковь и страну, он занял прагматическую позицию, отвергнув однополые браки, но поддержав при этом однополые гражданские союзы. По его словам, церковь также не может отворачиваться от разведенных христиан. «Если кто-то отступает от заповедей [Божьих], это не отменяет того, что этот человек крещеный», - говорил он.
Ему также очень хорошо известно о песчаных ловушках Священного писания, таких, как парадоксальный библейский мандат о «господстве в мире» - рецепт «экологических проблем».
Чего этой книге не хватает, так это ответа на вопрос о поведении Бергольо во время грязной войны, когда с 1976 по 1983 год жестокий военный режим посадил в тюрьму, пытал и уничтожил десятки тысяч граждан страны. Критики нового Папы предполагают, что Бергольо, который в то время был достаточно влиятельным иезуитом, отказался ходатайствовать за двух молодых священников, которых арестовали и пытали. Сам Бергольо отрицает, что он был замешан в этом деле, однако он выступил с извинениями от имени церкви за то, что когда-то не сделал большего, чтобы защитить репрессированных священнослужителей.
«Среди нас были и грешники, и святые – как и везде, - пишет он в своей книге о роли церкви в период диктатуры. – Я согласен с тем, что многое еще предстоит расследовать».
Эта книга, вероятнее всего, не удовлетворит тех, кто ставит под вопрос роль Бергольо в мрачную эпоху истории Аргентины, а также тех, кто призывает к радикальным изменениям в доктрине. Однако того Бергольо, который появляется на этих страницах, нельзя назвать интеллектуально провокационным и освежающе прогрессивным человеком.
Для нового лидера института, измученного сексуальными скандалами, укрывательством и лицемерием, это довольно воодушевляющее начало.