Лондон - Россия готовится к нефтяному буму в таких же масштабах, как и Соединенные Штаты, поскольку технические разработки, обеспечившие сланцевую революцию, используются также на сибирских месторождениях традиционной нефти. Об этом сообщил один из ведущих нефтяных менеджеров страны.
Леонид Федун, вице-президент компании «ЛУКОЙЛ», заявил о том, что Россия, являющаяся вторым после Саудовской Аравии крупнейшим производителем нефти, будет способна поддерживать добычу сырой нефти на уровне 10 миллионов баррелей в день в течение многих лет, поскольку количество добываемой на расположенном в Западной Сибири Беженовском месторождении сланцевой нефти будет способно компенсировать сокращение производства на старых нефтеносных полях страны.
Однако он также отметил, что подобного рода результат зависит от новых налоговых льгот, которое правительство обещало предоставить нефтяной отрасли. Министры предложили освободить от обременительного налога на добычу полезных ископаемых те компании, которые работают на Баженовском месторождении.
Читайте также: Чем опасна «сланцевая революция»
Г-н Федун в беседе с корреспондентом Financial Times сообщил, что цель президента Владимира Путина относительно поддержания производства нефти в России на уровне 10 миллионов баррелей в день до 2020 года является «абсолютно реалистичной», но сделать это можно будет только в том случае, «если будут введены инновационные фискальные меры».
Эксперты давно уже ставили Россию на первое место или включали ее в число первых в списке стран, обладающих потенциалом повторения североамериканской сланцевой революции. Россия обладает огромными нетрадиционными запасами энергоносителей, хорошо развитой нефтяной промышленностью и не имеет такой сильной экологической оппозиции, как в некоторых европейских странах, где сланцевые проекты запрещены.
Аналитики из банка Bank of America Merrill Lynch полагают, что на Баженовском месторождении можно добывать 500 тысяч баррелей нефти в день - около 5% от нынешнего уровня производства в России, - и это обеспечит государству приблизительно 7 миллиардов долларов в виде ежегодных налоговых поступлений.
Большинство основных российских нефтяных компаний, таких, как крупнейший российский производитель «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» или «Газпром нефть», имеют свои участки на Баженовском месторождении и запустили проекты, связанные с началом разработки его ресурсов.
Также по теме: Европейская холодная война из-за сланцевого газа
Однако сделать это будет не так просто. Специальные установки, способные бурить горизонтальные скважины, не так доступны в Сибири, как в Соединенных Штатах. Кроме того, существует еще большая неопределенность относительно геологических условий.
«Баженовское месторождение - это кот в мешке, - подчеркивает Тейн Густафсон (Thane Gustafson), старший директор по вопросам российской и каспийской энергетики консалтинговой компании IHS CERA. - Потребуется проведение большого количества пробных работ, прежде чем будет ясен его потенциал».
Тем не менее, даже скептики согласны с тем, что запасы Баженовского месторождения могут оказаться огромными. Консалтинговая фирма по энергетическим вопросам Wood Mackenzie считает, что там содержится около 2 триллионов баррелей нефти, и это в пять раз больше, чем установленные запасы месторождения Баккен (Bakken).
Существуют также серьезные побудительные мотивы для повторения успеха Соединенных Штатов. В этой стране использование гидравлического разрыва пласта, или «фракинга», а также горизонтальное бурение позволили возобновить работу на большом количестве месторождений, считавшихся нерентабельными, и это вызвало бум в области производства нефти и природного газа, что, в свою очередь, поддерживает промышленное возрождение.
Этот бум начался со сланцевого газа, однако в последние годы он распространился на запасы «трудноизвлекаемой нефти» (tight oil) в таких местах, как сланцевое месторождение Баккен в Северной Дакоте или горные формации Игл Форд (Eagle Ford) в Южном Техасе.