Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Люблю этот сиреневый Киев!

Одна из первых женщин-авиаторов Российской империи княгиня Евгения Шаховская, скорее всего, похоронена в украинской столице

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ее жизнь была полна отчаянных приключений и любви. Юная красавица из Ревеля (ныне Таллинн), где она родилась, занималась различными видами спорта: прекрасно ездила верхом, метко стреляли с обеих рук и даже выиграла свой первый приз на международных соревнованиях в Швейцарии.

Ее жизнь была полна отчаянных приключений и любви. Юная красавица из Ревеля (ныне Таллинн), где она родилась, занималась различными видами спорта: прекрасно ездила верхом, метко стреляли с обеих рук и даже выиграла свой первый приз на международных соревнованиях в Швейцарии. Когда этого ей стало мало, она получила водительский диплом и участвовала в автогонках во многих странах Европы. И здесь победы не обходили красавицу стороной.
 
Ее внимания стремились добиться известные европейцы – политические лидеры, банкиры, люди искусства. Она была причиной многих дуэлей, которые в Европе давно запретили. Но главные приключения, необычные коллизии судьбы ждали ее впереди.
 
На заре авиации
 
Княгиня Евгения Шаховская появилась на свет в 1889 году в семье эстляндского губернатора. Будущая искательница приключений получила прекрасное образование, и родители уже подбирали дочери выгодную партию, а с этим проблем не было.
 
Но это было начало XX века – эпоха искусства и выдающихся научно-технических достижений. Позади бездарно проигранная Российской империей война с Японией, огромное государство стремительно наращивало свою экономическую мощь и уверенно вошло в ведущую пятерку наиболее развитых стран мира. Великий князь Константин разыграл всенародную лотерею, средства от которой пошли на модернизацию армии: появились новые современные линкоры, миноносцы, подводные лодки, а главное – над империей ярко взошла заря авиации. Неизвестно, каких высот достигла бы огромная страна, если бы не октябрьский мятеж 1917 года.
 
В 1910 году княгиня Шаховская впервые увидела в воздухе самолет и увлеклась авиацией. Уроки пилотирования она получила у нашего земляка, выдающегося отечественного авиатора – победителя соревнований в Одессе, Киеве, Санкт-Петербурге, Париже – Михаила Ефимова. В этих соревнованиях участвовала и Евгения Шаховская. Смелая молодая женщина часто поднималась в киевское небо и очень любила этот город. Она даже мечтала поселиться здесь. «Как я люблю этот замечательный сиреневый Киев!» – часто говорила княгиня Шаховская. Сиреневый Киев. Все мы знаем Киев каштановый, а здесь – сиреневый. Именно таким он был в начале XX века, когда город был в основном одноэтажным, и в каждом дворе весной в изобилии цвела сирень. Именно таким его помнила и киевлянка-писательница, историк отечественной авиации Евгения Владимировна Королева. Ее книги о первых авиаторах широко издавали на территории бывшего Союза и во многих странах Европы. Я впервые встретился с Евгенией Владимировной, когда ей было 93 года. Талантливая писательница даже в такие годы имела блестящую память и была свидетелем первых полетов своего дяди Михаила Ефимова, летчика казацкого рода Льва Мациевича, авиаконструктора и пилота Федора Терещенко, а также видела полеты княгини Шаховской. От Евгении Владимировны я узнал и о драматическом завершении жизни феноменальной Шаховской, но об этом чуть позже.
 
Получив первые уроки воздухоплавания от Михаила Ефимова, княгиня поступила в школу Всероссийского аэроклуба, но вскоре оставила ее и переехала в маленький городок Иоганнисталь под Берлином. В местной авиашколе работал россиянин Всеволод Абрамович, шеф-пилотом. У него Евгения Шаховская совершенствовала летное мастерство – вскоре княгиня становится дипломированным авиатором. Ее имя известно теперь в Европе как имя одной из первых женщин-авиаторов, а также благодаря любовным приключениям.
 
Княгиня верхом на тигре
 
Надвигалась Триполитанская война – Италии с Турцией: княгиня должна была принимать в ней участие на стороне Италии. Как авиатор. Но жизненные коллизии красавицы невозможно было предвидеть.
 
Ее вдруг увидели на арене римского цирка верхом на тигре! Княгиня стала дрессировщицей. Взорвалась вся Европа – что там какая-то Триполитанская война. Евгения Шаховская - на страницах крупнейших европейских газет, в том числе Российской империи.
 
Это была настоящая женщина-амазонка, женщина-фатум. И все же авиация – самая большая любовь княгини Шаховской: она возвращается совершенствовать летное мастерство в школу под Берлином. Во время одного из полетов Евгения вела самолет и сделала слишком большой крен. Машина потеряла управление и разбилась. Шеф-пилот Всеволод Абрамович погиб, а княгиня была тяжело травмирована.
 
Обвинение в измене
 
В 1914-м началась Первая мировая война. Патриотически настроенная Евгения Шаховская попросилась на фронт, в авиацию. Опытные авиаторы были на вес золота, и военный министр сделал исключение: княгиню направили в действующую армию. И здесь не обошлось без скандала: княгиня приехала в военную часть в... собственном вагоне, где устраивала веселые банкеты. Но воевала Евгения Шаховская хорошо – многочисленные боевые вылеты, сбитые вражеские самолеты.
 
За княгиней начал ухаживать командир авиаотряда поручик Шереметьевский, но неудачно. Мстительный поручик обвинил Евгению Шаховскую в том, что она собиралась перелететь к немцам. Нашлись и другие обиженные офицеры. Состоялся военный суд, и княгине припомнили все: давние связи с Германией, обучение в авиашколе под Берлином, гибель российского авиатора Всеволода Абрамовича. Приговор суда был неумолим – расстрел за измену родине. Но это была княгиня, которая, к тому же, имела удачные боевые вылеты. Николай II заменил смертную казнь ссылкой в ​​удаленный монастырь.
 
И тут судьба Евгении Шаховской делает очередной крутой вираж. В империи – Октябрьский переворот, потом гражданская война.
 
Вот что рассказала мне писательница Евгения Королева о дальнейшей драматической судьбе княгини Шаховской.
 
Выстрелы на улице Екатерининской
 
Евгения Владимировна собирала материалы об истории авиации и переписывалась с эстонцем Эдгаром Меелсом. Он был одним из первых авиаторов Российской империи и дружил с родным дядей Королевой - Михаилом Ефимовым, как мы уже упоминали, прославленным летчиком, нашим земляком. Сам эстонец воевал во время Первой мировой войны на стороне Антанты во Франции, в составе известной авиаэскадрильи «Аист». Меелс писал, что в одном из номеров популярного журнала «Искра» за 1917 год видел фото «Возвращение княгини Шаховской из монастыря».
 
Ее возвращение было громким, как и все, что было связано с судьбой этой выдающейся женщины. Все те же парадоксы отчаянной Евгении: империя наказала, а большевики освободили княгиню как... жертву царской тирании.
 
И опять новая, впечатляющая коллизия Евгении Шаховской – она ​​перешла на сторону большевиков: стала работать в ЧК... Ее лично знал Феликс Дзержинский. Заканчивалась гражданская война. 1920-й год. Киев. Здесь проходил первый судебный политический процесс над киевской меньшевистской организацией, которую большевики обвиняли в сотрудничестве с Деникиным. Под «горячую руку» попал и двоюродный брат вышеупомянутого эстонца Эдгара Меелса.
 
Вернемся к воспоминаниям писательницы Евгении Королевой. Эдгар Меелс писал ей: «Мой брат Георг после окончания Первой мировой войны вернулся на родину в Эстонию из Франции. Он ехал через Украину, и в Киеве был арестован чекистами». После процесса над меньшевиками Георг не имел надежды на спасение. Но допрос вела... княгиня – и чекистка отпустила Георга. В те времена авиаторы хорошо знали друг друга – существовало своеобразное братство покорителей неба. К этому братству принадлежала и княгиня Шаховская. Ее поразило, что большевики залили кровью любимый сиреневый город.
 
Сообщники Дзержинского не простили княгине ее благородного поступка. Дворянская кровь заговорила! Когда чекисты пришли к ней с арестом в дом ЧК на улице Екатерининской – сейчас это Липская, – Евгения начала отстреливаться. А стреляла она метко.
 
Из документов ГПУ известно: смертельно раненая княгиня Евгения Шаховская отстреливалась до конца. Она положила больше десятка чекистов. Ее последние слова: «Красная пуля, да из моих белых княжеских ручек!»
 
А звезды сияют над ней киевские...
 
Киев может гордиться славной авиационной историей. Здесь начинался путь выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского, здесь на заре Серебряного века строил свои первые самолеты граф Кудашев. Уже в наши времена авиастроительную славу города приумножили прославленные генеральные конструкторы Олег Антонов и Петр Балабуев.
 
Есть на Лукьяновском кладбище в Киеве две святые могилы: здесь рядом покоятся прославленный летчик-истребитель Евграф Крутень и выдающийся авиатор Петр Нестеров. Казацкого рода украинец Крутень сбил во время Первой мировой войны десятки вражеских самолетов. По его книге «Теория воздушного боя» почти до Второй мировой войны учились летчики-истребители многих европейских стран. Он погиб, возвращаясь из последнего победного боя.
 
Россиянин Нестеров первый в мире выполнил в небе над Киевом «мертвую петлю». Он погиб в Западной Украине, выполнив первый в мире воздушный таран во время той же войны.
 
Мы не знаем, где похоронена чудесная красавица и отчаянно храбрая княгиня Евгения Шаховская. Она тоже представительница воздушного братства, для которого небо стало родной стихией. Чекисты сделали все, чтобы это имя было стерто не только с лица земли, но и из памяти народной. Но знаем одно: звезды над Евгений Шаховской сияют киевские!..
 
Перевод: Антон Ефремов.