Однажды у меня был богатый начальник. Когда я попросил его поднять мне зарплату, он это делать отказался, отметив, что в текущем году у него самого зарплата осталась на прежнем уровне. Волна злости, негодования и чистой ненависти захлестнула меня, и если бы не тот факт, что мне нужна была эта работа, я схватил бы своего босса за горло.
Его бездумная – и невообразимая – попытка показать, что мы с ним находимся в одинаковом положении, напомнила мне цитату Анатоля Франса о «волшебном равенстве закона: и богатым, и бедным одинаково запрещено спать под мостами, просить милостыню и воровать хлеб». Сейчас эта цитата напоминает мне о Бараке Обаме.
Вчера президент заявил, что он вернет 5% своей зарплаты в казну. Это попытка «действовать сообща» с госслужащими, которым, возможно, тоже снизят зарплату. Вот как лишенный чутья Белый дом это сформулировал:
«Президент решил разделить жертву, принесенную госслужащими из федерального правительства в результате секвестра. Он вернет часть своей зарплаты в казну».
Президент зарабатывает 400 тысяч долларов в год. При этом ему предоставляется дом на Пенсильванской Авеню, несколько лимузинов, очень милый (Розовый) сад, (Овальный) офис и прекрасные спальни, одна из которых названа в честь занимавшего ее ранее президента Линкольна. Президенту также предоставляется 50 тысяч долларов на траты и еще 100 тысяч - на путешествия. Позволю себе сказать, что среднестатистический чиновник не получает столько на путешествия и, возможно, живет в собственном доме - явно не на Пенсильванской Авеню - что заставляет его предпринимать дорогие и утомительные поездки на работу.
Но подождите: президент еще и сам по себе богат. Да, он богат в результате собственного таланта и трудолюбия, но богатство есть богатство, а у вас, скорее всего, его нет. Он сколотил целое состояние на гонорарах со своих книг, а в прошлом году президент и Мишель Обама задекларировали скорректированный валовой доход в 789674 доллара. И не нужно проводить поиск в Google, чтобы сказать, что семья Обамы заработала больше, чем среднестатистический чиновник из федерального правительства – даже если учесть плату за сверхурочную работу.
Поэтому те 20 тысяч, что Обама отдаст казне, - это гроши, о которых он не пожалеет. Какова разница между 789674 и 769674 долларами? Дети не смогут поехать в летний лагерь? Не удастся позволить себе путешествие на Гавайи в следующем году? Однако 5% для кого-то, кто зарабатывает 100 тысяч долларов в год, - это совсем другая история. Это 5 тысяч, которые могут означать детский лагерь или отпуск. Это не копейки.
Когда-то и Обама был беден, хотя «молодой и бедный» - это совсем не то же самое, что «старый и бедный». Поэтому я знаю, что он может понять важность этих пяти процентов. Президент, как кажется, таким образом отреагировал на ситуацию, в которой он, живя, словно паша, просит других принести жертвы. Я это понимаю. Однако крошечное снижение зарплаты президента – это всего лишь пиар-ход Белого дома, который является скорее оскорбительным, нежели сочувственным.