Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале ноября 2012 г. министром обороны России стал бывший глава МЧС и краткосрочный губернатор Московской области С.Шойгу. В то же время бывший руководитель МО А.Сердюков стал (пока) свидетелем по делам, связанным с хищением военного имущества на миллиарды рублей.

В начале ноября 2012 г. министром обороны России стал бывший глава МЧС и краткосрочный губернатор Московской области С.Шойгу. В то же время бывший руководитель МО А.Сердюков стал (пока) свидетелем по делам, связанным с хищением военного имущества на миллиарды рублей. В его адрес посыпались обвинения в том, что он разогнал опытных специалистов, тысячи офицеров оставил без жилья, проводил военную реформу не должным образом и т.д. Ну а С.Шойгу пришел как спаситель армии, который должен восстановить ее мощь. Но действительно ли А. Сердюков был таким плохим, и только нынешний министр обороны может спасти ситуацию?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит внимательнее присмотреться к политике В. Путина по назначению министров обороны. С 2000 г. у России было только три руководителя военного ведомства. Получив от Б. Ельцина «наследство» в лице И. Сергеева, B.Путин через год заменил его бывшим генералом КГБ С.Ивановым. Советский вояка И.Сергеев пытался остановить развал российской Советской Армии, которая уже не соответствовала новым геополитическим реалиям. В свою очередь С. Иванов как бывший чекист представлял собой человека, способного организовать «производство» и работать в трудных условиях. Его главной задачей стало создание концепции новой российской армии. В результате уже в октябре 2003 г. появилась так называемая «доктрина Иванова» («Концепция строительства новых Вооруженных сил России»), которая очертила контуры военной реформы. Затем документ попал в руки Генерального штаба, который его «отшлифовал» и уточнил, проверив отдельные положения на практике в ходе нескольких крупных учений.

Президент России Владимир Путин и Анатолий Сердюков


Читайте также: Отставка Сердюкова ставит российскую военную реформу под угрозу

Так почему же, если все шло так гладко, С. Иванов в 2007 г. передал эстафету А. Сердюкову? Подготовленная им концепция предусматривала создание совершенно новой армии. В то же время, армия – это люди, неписанные правила, традиции, и все это к тому моменту практически безнадежно «прогнило», начиная с «пустых» полков» и «бумажных» учений, и заканчивая низким уровнем воинской дисциплины. Переломить ситуацию было очень трудно – проще было начать все сначала. С легким сердцем сообщить тысячам офицеров о том, что они больше не нужны, С. Иванов скорое всего не мог и не хотел (по моральным соображениям и не желая остаться в истории человеком, «добившим» российскую армию). Для этого требовался персонаж со стороны без каких-либо сентиментов по отношению к военной касте и системе, которую ему предстояло разрушить. Таким «мавром» стал А. Сердюков – не имеющий ничего общего с армией «торгаш» с незаменимыми качествами безжалостного «палача-разрушителя», который принялся за дело без всяких колебаний (а С. Иванов, к слову, после ухода из МО занял не менее достойное место на российском политическом олимпе, что доказывает продуктивность проделанной им работы).     

Новый министр обороны уволил около 200 тыс. офицеров и 142 тыс. прапорщиков; расформировал дивизии и полки, создав вместо них бригады, а также объединенные стратегические и оперативные командования; организовал массовую распродажу военного имущества и передачу военных объектов (полигонов и военных городков) на баланс гражданских властей; реформировал систему военного образования, медицины, обеспечения и подготовки, и т.д. (каким именно образом все это делалось – уже другой вопрос). Параллельно «в унисон» работал Генеральный штаб во главе с Н. Макаровым, которого считали соратником А. Сердюкова (таким же вредителем). В 2012 г. стало ясно, что дело практически сделано. Пришло время превращения нового организма в реальную боевую единицу. Соответственно, понадобился популярный в войсках министр, и С. Шойгу как никто другой подходил на эту роль. 

Также по теме: Можно ли клонировать Шойгу?

Ну а «мавр», если бы умерил свое хамское высокомерие и «аппетиты» своего «женского батальона», возможно сидел бы сейчас послом в какой-нибудь теплой стране или международной организации, а так глотает пыль прокурорских коридоров. Кстати, того же Н. Макарова В. Путин, по слухам, тайно наградил звездой героя России, а С. Шойгу назначил своим советником. Предательство? А может доказательство того, что работа была сделана хорошо?

Однако вернемся к новому руководителю МО, который сначала (для пущей авторитетности) был восстановлен президентом на военной службе в звании генерала, а уже в конце января этого года представил ему свой «План обороны Российской Федерации на период до 2016 года». Документ тут же был утвержден главой государства и предусматривает участие в обороне страны сразу 49 министерств и ведомств. Получается, что С. Шойгу в первую очередь занялся не коррекцией реформы (за исключением нескольких конкретных решений), а дальнейшим укреплением российской армии нового образца (при этом вопросы создания и закупки вооружений были переданы в ведение других структур). Больше того, В. Путин уже дал задание разрабатывать план обороны на период после 2016 г., а значит нынешний руководитель МО останется на своем посту по крайней мере до того момента, когда российские ВС вместо задачи «готовиться, готовиться и еще раз готовиться» получат приказ «действовать, действовать и еще раз действовать».

Только вот хочется спросить: «Какого черта нужно было действовать так сложно (с немалым количеством «человеческих жертв», ошибок и злоупотреблений), если можно было просто и хорошо?» Ну так это ведь Россия. Поэтому С. Шойгу – не первый и точно не последний (а может когда-нибудь и сам станет назначать министров обороны).