Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что поведает Саакашвили прокурору об Августовской войне?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если судить по официальным заявлениям 2006 года, может создаться впечатление, что точки зрения Вашингтона и Тбилиси по поводу стратегии и темпов разрешения конфликтов неотвратимо отдаляются друг от друга. Игнорирование совета Мэтью Брайзы не было уникальным случаем.

Председатель Временной парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности, Георгий Вольский, опубликовал письмо бывшего посла Грузии в США, Василия Сихарулидзе, в котором описывались детали встречи с Мэтью Брайзой 1 июня 2006 года (тогда он был заместителем помощника госсекретаря по европейским и евразийским делам).

«Брайза заявил, что группа друзей призывает парламент Грузии не принимать 15 июня эмоциональной и конфронтационной резолюции о миротворческих силах России в Абхазии. В таком случае, ни США, ни группа друзей и ни ООН Грузию не поддержат. Это повредит не только перспективе урегулирования абхазского конфликта, но и окажет отрицательное влияние на решение европейских стран о подключении Грузии к интенсивному диалогу с НАТО. Мэтью Брайза посоветовал обойти в резолюции вопрос о российских миротворческих силах, и заострить внимание на необходимости разместить в Гальском райне, под эгидой ООН, значительный контингент международных полицейских сил. По словам Мэтью Брайзы, Грузия должна дать шанс группе друзей оказать политическое давление на Россию посредством ООН»,- писал Сихарулидзе тогдашнему министру иностранных дел, Геле Бежуашвили. Интересно, какой цели служит обнародование этого письма?

Марш к пропасти

На первый взгляд, в этом письме нет ничего криминального; правда, тогда руководство Саакашвили к совету не прислушалось, однако поскольку дело касается не такого драматичного решения, как начало войны, а лишь парламентской резолюции, то некоторые могут счесть это послание малозначимым. Однако если рассматривать его вкупе с другими событиями 2006 года, то, предположительно, можно прийти к заключению, что это довольно серьезный эпизод (и период), некий перекресток на дороге, ведущей к августовской катастрофе.

Читайте также: Грузия приготовила сюрприз для Абхазии и Южной Осетии

Анализ хронологии событий 2006 года может вызвать, примерно, такое чувство, какое возникает у многих читателей замечательного произведения Барбары Такман «Пушки августа» (между прочим, одна из любимых книг президента Кеннеди), и заставить задуматься о том, когда война стала неизбежной. Некоторые читатели Такман полагают, что недопущение Первой Мировой войны было возможно даже после того, как в Сараеве был убит эрцгерцог Франц Фердинанд; другие же, наоборот, весьма фаталистически полагают, что война стала неизбежной еще за годы, если не десятки лет до этого. И те, и другие читают эту книгу, и увлеченно наблюдают, как перед ними разворачивается роковая причинно-следственная цепочка.

Что же касается российско-грузинской войны и рассматриваемого вопроса, сегодня хорошо видно, что в 2006-м был сделан не один шаг к пропасти, впрочем, ясно и то, что все еще можно было остановиться.

Если судить по официальным заявлениям 2006 года, может создаться впечатление, что точки зрения Вашингтона и Тбилиси по поводу стратегии и темпов разрешения конфликтов неотвратимо отдаляются друг от друга. Игнорирование совета Мэтью Брайзы в связи с парламентской резолюцией, не было уникальным случаем. 9 февраля того же года посол США в ОБСЕ, Джули Финли, призвала грузинский Парламент «с осторожностью отнестись к решению вопроса об эффективности смешанных миротворческих сил... Просьба о выводе миротворческих войск, без их последующей замены, может вызвать дестабилизацию».

Пограничная застава на абхазско-грузинской границе


А 15 февраля наш парламент  принял постановление, которым поручил правительству «начать процедуры... с целью пересмотра сочинского соглашения от 24 января 1992 года, а также замены миротворческих сил Российской Федерации, расположенных в бывшей Юго-Осетинской автономной области, эффективной международной операцией». Иностранные партнеры несколько нервно восприняли это постановление и усмотрели в нем угрозу дестабилизации. На следующий день, 16 февраля, министр иностранных дел Бельгии, Карл де Гюхт (в то время – действующий председатель ОБСЕ), призвал правительство Грузии «дать обдуманный ответ» на постановление Парламента и проявить сдержанность.

Также по теме: Саакашвили - Мы грузины, и должны оставаться ими, где бы мы ни были


В конце марта был запрещен ввоз грузинских вин в Россию. 20 апреля тогдашний министр обороны, Ираклий Окруашвили, сделал нашумевшее заявление о продаже в Россию «фекальных масс». В начале мая российский рынок закрылся и для грузинских минеральных вод.

11 мая парламент Грузии принял постановление об интеграции в НАТО; 26 мая в Тбилиси открылся «Музей оккупации». 1 июня, в непосредственной близости от грузинской границы, началось формирование двух российских горных бригад. В общем, в первой половине года напряженность в отношениях двух стран явно возросла, а психологический фон ухудшился.

13 июня, в Санкт-Петербурге, состоялась сложная и непродуктивная встреча Путина и Саакашвили, единственным позитивным результатом которой эксперты назвали восстановление личных контактов между двумя лидерами.

23 июня президент России заявил: «Мы продолжим выполнение миротворческих миссий, невзирая на явные провокации». 18 июля грузинский Парламент делает то, от чего, согласно письму Василия Сихарулидзе, Мэтью Брайза советует ему воздержаться, и своим постановлением дает правительству распоряжение «начать необходимые процедуры для скорейшего прекращения миротворческих операций в Абхазии и бывшей Юго-Осетинской автономной области и немедленного вывода вооруженных сил Российской Федерации с территории Грузии». После этого постановления темп эскалации возрастает. На следующий день лидеры сепаратистской Абхазии обращаются к мировому сообществу с просьбой признать независимость республики и «пресечь милитаристские планы правительства Грузии». А Михаил Саакашвили заявляет, что окончательное решения в связи с российскими миротворцами он примет после встречи с Владимиром Путиным, которая планировалась в рамках Саммита СНГ 21-22 июля. Москва от этой встречи отказывается.

22 июля, в Кодорском ущелье, Эмзар Квициани делает заявление о неповиновении; в последующие дни проводится операция, и в ущелье входят грузинские подразделения. Кремль требует их немедленного вывода.

Читайте также: Патриарх Грузии - Абхазия и Осетия, открытые раны Грузии

Западные партнеры пытаются заставить Саакашвили смягчить риторику. По словам специального представителя Евросоюза, Питера Семнеби, перед выступлением в ООН 22 сентября 2006 года, на Саакашвили было оказано международное давление, чтобы он прявил умеренность и не называл конкретных сроков вывода российских миротворцев. Сроки, и в самом деле, не были названы, однако в самом выступлении доминировала конфронтационная риторика.

27-го сентября Саакашвили открыл в Кодорском ущелье здание легитимного правительства Абхазии. В тот же день, в Тбилиси, были задержаны 4 российских офицера и 11 граждан Грузии, и начался известный «шпионский скандал».

3 октября Россия прервала воздушное, автомобильное, железнодорожное и морское сообщение с Грузией. Федеральная служба  миграции начала массовую проверку документов и депортацию грузин из России. Государственная Дума приняла постановление о введении санкций против Грузии. На пике напряженнности, 13 октября Совет безопасности ООН принял резолюцию о положении, создавшемся в Абхазии, в которой призвал грузинскую сторону не допускать нахождения в Кодорском ущелье сил, не предусмотренных мирным соглашением, «воздерживаться от воинственной риторики и провокационных действий, особенно в верхней части Кодорского ущелья». Совет также подтвердил «важную роль миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта», и продлил им мандат на год.

Принятию этой, желательной для Кремля резолюции предшествовали острые дебаты между представителями США и России. Консенсуса удалось достичь лишь в последний момент, после телефонного разговора Кондолизы Райс и Сергея Лаврова.

Одно из зданий в Цхинвали, пострадавшее от обстрелов


Также по теме: Что готовит Саакашвили Грузии

Прокуроры всех стран...

Ясно, что в 2006 году напряженность значительно возросла, что еще больше приблизило нас к войне. Вместе с тем, западные партнеры явственно (и в 2006-м это становится особенно очевидным) стараются сдержать Саакашвили (см. заявления Финли, Брайзы, Семнеби), а он их не слушает (или слушает лишь отчасти) и идет на углубление конфронтации. Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: подстрекал ли его кто-либо на Западе, или он, попросту, был клиническим идиотом, который шел на противостояние с ядерной державой, не имея американских гарантий?

«Русские несколько раз проговорились, что Южная Осетия их не интересует, они проговорились»,- возбужденно доказывал Михаил Саакашвили студентам 4 декабря 2007 года. Трудно сказать, кто были те мифические русские, которые обманули Саакашвили как ребенка – существовали они реально, или были плодом его фантазии, однако факт: об американцах фигурант не говорил ничего подобного, хотя в то же время, многие бывшие высокопоставленные чиновники тверждают, что у правительства Саакашвили до последнего момента была надежда на действенную помощь американцев, и пока невозможно установить, основывалась ли эта вера на каких-то  конкретных обещаниях, или явилась порождением коллективного психоза.

Вообще, маловероятно, чтобы кто-нибудь, даже в неофициальном формате, сказал Саакашвили прямым текстом: «Входи в Цхинвали, о русских позаботимся мы». Но, в то же время, нельзя исключать, что были какие-то  двусмысленные фразы, которые Саакашвили интерпретировал «в свою пользу». Что двигало Саакашвили, когда он гнал страну к войне? Этот вопрос в недалеком будущем может стать весьма актуальным.

Читайте также: Старые вызовы нового правительства Грузии

Дело в том, что на второй день после обнародования письма Сихарулидзе, 30 марта, главный прокурор Арчил Кбилашвили, в эфире телекомпании «Маэстро» заявил: «Несколько дней назад у нас гостили представители офиса прокурора Гаагского суда, которые просили нас провести надлежащее следствие в связи с Августовской войной, и на нас лежит эта обязанность. До сих пор бывшие власти, так сказать, тянули резину, то есть расследование велось ради расследования, и за 4 года не было достигнуто никаких результатов. Перед нами был поставлен конкретный вопрос, в частности: намерено ли новое правительство Грузии должным образом оценить и изучить события августа 2008 года и ответить на вопрос: имели ли место военные преступления. Новое правительство и его председатель выразили политическую волю, что этот вопрос будет проработан объективно. Для этого мы должны создать следственную группу и приступить к  работе. Эта тема, на уровне предположения, не исключает допроса кого-либо, в т.ч. и президента».

В этой передаче Кбилашвили говорил о возможности допроса Саакашвили и в связи с другим эпизодом, хотя тема войны, в конечном итоге, может оказаться самой важной и резонансной.

Очевидно, что расследование событий 2008 года немыслимо без допроса Саакашвили, и не существует гарантии, что перепуганный и загнанный в угол, Саакашвили в какой-то момент не заговорит о том, что в 2008 году его сбили с пути истинного Джордж Буш, Дик Чейни и Кондолиза Райс; кто знает, в каком направлении поведет его странная логика и фирменное ментальное состояние. Невзирая на то, будет ли это правда или ложь, заявление такого рода вызовет большой скандал.

Также по теме: Саакашвили углядел угрозу для Грузии и Азербайджана


Муж отпущения

По сути, краткое содержание обнародованеного Вольским документа, с учетом сопутствующих событий, сводится к одной фразе: «Американцы советовали Саакашвили остановиться, но он их не послушался». Письмо Сихарулидзе публикуется в тот момент, когда главный прокурор говорит о возможности допроса Саакашвили в связи с войной, и объясняет это совершенно конкретной и объективной, независящей от него причиной (этот последний момент крайне важен) – требованием прокуратуры Гаагского международного уголовного суда. Многие (в т.ч. предполагаемые адресаты) могут воспринять это как четкое указание на то, что миротворческая роль американцев в период, предшествовавший войне, не будет поставлена под сомнение, и грузинское следствие не станет «копать» в этом направлении.

Вообще, обнародование новыми правителями документов бывшего руководства не считается хорошим тоном, в особенности, после того, как Лев Троцкий в ноябре-декабре 1917 года предал огласке секретные документы Министерства иностранных дел и устроил скандал, превосходящий по масштабам «ВикиЛикс». Особенно болезненным для зарубежных государств, в частности, Англии и Франции, стало обнародование секретного договора Сайкса-Пико, который регулировал вопросы послевоенного раздела Османской Империи. После этого подобное происходило очень редко, в гораздо меньших масштабах и, в основном, в странах «третьего мира».

Следует учесть и то, что одно дело - «утечка», предание документа гласности формально независимым лицом или изданием, и совсем другое, когда его обнародует представитель правящей силы. Такое, по идее, может произойти лишь в том случае, когда позиция руководства по поводу того или иного вопроса должна быть четко зафиксирована, но сделать это обычным способом и прямым текстом, исходя из деликатности вопроса, невозможно.

Пресс-конференция премьер-министра Грузии Бидзина Иванишвили


Даже в том случае, если мы не будем рассматривать шаг Вольского в одном контексте с заявлением Кбилашвили, с учетом этого и других событий последнего времени, мы, с большой вероятностью, вероятно, все же, придем к выводу, что:

Читайте также: У Грузии своя политика в отношении Абхазии и Южной Осетии


а) правительство, и в самом деле, собирается расследовать обстоятельства 2008 года;

б) оно не намерено в этом процессе причинить Дяде Сэму имиджевые или какие-либо другие, пусть даже незначительные неприятности. Видимо, имеется в виду, что в рамках любой официальной версии американцы предстанут как 100%-ные «голуби мира», романтичное простодушие которых обманул коварный Саакашвили.

Очевидно, что опираясь на эти предположения, нельзя утверждать, что две стороны достигли принципиальной договоренности за счет Саакашвили (и его будущего), и вообще, нецелесообразно называть «договоренностью» то, чего не говорят, не пишут, а только подразумевают в рамках молчаливого консенсуса.

Что касается Михаила Саакашвили, у него, как видно, серьезные проблемы, чего он, возможно, пока не осознал в полной мере. Ему, предположительно, вряд ли приятно будет узнать, что первый прокурор Международного уголовного суда, Луис Морено Окампо, который прославился в родной Аргентине во время судебного процесса над хунтой (генерал Видела и др.), руководствуется следующим принципом: «Желательно начинать с  высокопоставленных лиц».

Однако, не будем опережать события; презумпция невиновности распространяется и на Саакашвили, приговор не вынесен, более того, с юридической точки зрения, на этом этапе его не обвиняют в измене Родине, в связи с трагедией 2008 года (в Грузии) и преступлениях против человечества (в Гааге), речь идет лишь о допросе и установлении истины.

Сегодня, когда мы анализируем летопись недавнего прошлого, видим роковой, безоглядный марш к национальной катастрофе и пытаемся установить, когда же война стала неизбежной, нам скорее всего, придется задуматься и о том, кто несет ответственность за беды, которые обрушились на Грузию. Будем надеяться, что группа, создание которой планируется в прокуратуре, объективно подойдет к расследованию, и грузинскому обществу (хотя бы частично) станет известно, что же в действительности произошло в августе 2008 года.