Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно я думала обо всех тех женщинах, которые всерьез пытаются изменить мир. Они идут в политику, стараются заставить сограждан по-новому к себе относиться. Зачастую они отчаянно борются за изменение законов и обычаев, несмотря на то, что им угрожают насилием – а иной раз и смертью. И тут я поняла, что, наверное, этим женщинам стоило бы просто поучиться у Femen. Задери блузку – и здравствуй Свобода!

Недавно я думала обо всех тех женщинах, которые всерьез пытаются изменить мир. Они идут в политику, стараются заставить сограждан по-новому к себе относиться. Зачастую они отчаянно борются за изменение законов и обычаев, несмотря на то, что им угрожают насилием – а иной раз и смертью. Их элементарно не считают равными партнерами в деле политического строительства, но они сохраняют стойкость и готовы тяжело трудиться.

И тут я поняла, что, наверное, этим женщинам стоило бы просто поучиться у Femen, и они могли бы намного быстрее добиваться своих целей. Подумайте только, много лет домашнего ареста за попытки добиться демократических перемен? Зачем это нужно? Задери блузку, Аун Сан Су Чжи (Aung San Suu Kyi) – и здравствуй Свобода!

Что такое? Ты хочешь остановить гражданскую войну, либерийка Лейма Гбови (Leymah Gbowee)? Забудь о работе с пережившими травму, не нужно отстраивать социальные структуры, не стоит смотреть в лицо насильникам и кричать: «Хватит!». Это трудно и опасно. Покажи сиськи!

Брось, Ширин Эбади (Shirin Ebadi). О чем тут вообще говорить? Зачем бороться с иранской теократией своими мозгами? Есть же другая часть тела!

Читайте также: Как далеко готовы зайти Femen?

Украинская организация Femen, которая «поддерживает» женщин своими гологрудыми акциями (Femen/феминизм - ясно?), хочет спасать мусульманок, причем они будут делать это топлесс, потому что у нас, мусульманок, тоже есть груди, и если мы не можем показывать наши, то они могут показывать свои. Как-то так. Разумеется, увязывая права мусульманок, живущих в обществах, где многие мужчины с подозрением относятся к идее права женщины контролировать ее собственное тело, с теми элементами западной культуры, которые воспринимаются как растленные и порочные (см. акции с голой грудью), Femen обязательно изменят сердца и умы!

Акция движения Femen в Киеве


Посмотрите, как это прекрасно помогло той девушке из Туниса, которая решила, что голая грудь – это хороший метод протеста. Консерваторы набросились на нее с угрозами, и Femen решили за нее вступиться, организовав 4 апреля первый (и, надеюсь, последний) Международный день топлесс-джихада. Теперь «Амина» боится не только за себя, но и за свою семью.

Пока вы не начали злиться и обвинять меня в том, что я возлагаю вину на жертву, я хочу подчеркнуть: Никому – ни «Амине», ни кому-либо другому – нельзя угрожать насилием или смертью за то, что она (или он) выразила свое мнение, пусть даже это происходило в форме публичного обнажения.

Однако мне как женщине не нравится идея о том, что, превращая свои тела в объекты – пусть и по собственной воле, - женщины смогут победить многовековые культурные табу, обычаи и законы, которые социально и юридически сковывают нас.

Также по теме: Что стало с феминистской революцией?

Собственно говоря, сами Femen как раз и напирают на привлечение внимания и используют женские тела, чтобы продать определенную идею (как это ново!). Возможно, они и не считают, что напрямую меняют мир, но уж точно заставляют людей приковать взгляд к… важным вопросам (я честно старалась писать серьезно!). Все это прекрасно, но я вряд ли буду первой, кто отметит, что мысль заявиться с голой грудью в мечеть, чтобы заставить собравшихся там мужчин задуматься о судьбе их дочерей, сестер и жен, - это…. ну да, полный бред (о грубых расистских намеках и обертонах Международного дня топлесс-джихада лучше даже говорить не будем).

Скажем честно: бороться с религиозным консерватизмом, торговлей женщинами и т. д. (против чего там Femen еще борются?) в раздетом виде – это эффектный ход. Но подобный протест ради протеста сильно вредит трудной, упорной и долгой работе, которую ведут феминистки всего мира. Когда идея о независимости женщины ассоциируется с наготой, для мужчин это повод не относиться к ней серьезно.

Вспомним забавное, но весьма красноречивое выражение лица некоего Владимира Путина, когда в Германии он столкнулся с участницей Femen. Она протестовала против российских законов, направленных против геев. Видите, с каким просветленным видом смотрит на нее авторитарный лидер России? Он, наверное, думает: «Грудь этой женщины заставила меня увидеть свет! Теперь я понимаю, что мое отношение к геям недопустимо. Они тоже люди! Хватит дискриминации, нужно менять закон!» (Шучу. Скорее, он был приятно удивлен зрелищем. В любом случае протест Femen Путина не напугал, а только стал поводом для шуток.)

Да, разумеется, против реакционных идей надо протестовать. Но перемены – это долгий и трудный процесс, а прогресс нередко бывает вынужден отступать, прежде чем ему удается ощутимо продвинуться. Femen с их грубым использованием наготы не приносят делу никакой пользы. Представление о том, что проблемы мусульманок можно будет обсуждать, только если мужчины-мусульмане вволю насмотрятся на голые груди, не просто выглядит глупым – это и есть настоящая глупость. Так что, дорогие мои, не лезьте со своими сиськами в мою борьбу. И наденьте, пожалуйста, блузки.