Состоявшийся в прошлом году суд над Pussy Riot превратил участниц этой феминистской панк-группы в самых выдающихся диссиденток своего поколения. Но он также показал всему миру, насколько популярна в России возрождающаяся православная церковь.
Сейчас она выступает за консерватизм и национализм, находя поддержку и одобрение у Кремля. Но в 70-е годы потрепанная, ушедшая в глухую оборону церковь, лишившаяся большинства прихожан, была для мятежного священника Дмитрия Дудко той трибуной, с которой он мог проповедовать революционную любовь и чувство общности при советском режиме, который «почти идеально подходит для того, чтобы делать людей несчастными».
Прослеживая жизнь этого священника-диссидента, автор книги «The Last Man in Russia» (Последний человек в России) показывает Россию ХХ века со всеми ее невзгодами и лишениями. Отец Дмитрий прошел коллективизацию, Вторую мировую войну, тюрьмы ГУЛАГа и допросы КГБ. Сначала книга кажется очень знакомой и вместе с тем вдохновляющей историей о силе человеческого духа, который одерживает верх над угнетением. Но вдруг в ней происходит неожиданный и мрачный поворот.
Читайте также: Буллоу - Аджика: знаменитый соус, гордость Абхазии
Книга Оливера Буллоу (Oliver Bullough) - отчасти историческая, отчасти биографическая. Это также попытка обозначить линию фронта в битве за русскую душу, которую отец Дмитрий, возможно, и проиграл, но которая, тем не менее, продолжается по сей день. Русские стекаются в церковь, чтобы заполнить душевную пустоту, оставшуюся после распада Советского Союза. Но для ее заполнения они так же часто обращаются к бутылке. Водка - не новая проблема для России, но, как отмечает Буллоу, в последнее время она породила в стране эпидемию алкоголизма, которая уничтожает основу нации как в духовном, так и в демографическом плане, о чем свидетельствует гнетущая статистика убыли населения.
Пока все мрачно, но повествование Буллоу заинтересовывает читателя благодаря живой и яркой манере изложения, а также его умелому сплетению в единую повествовательную канву исторического контекста и собственного богатого опыта и знаний о России. У него есть особый талант – он мастерски составляет словесные портреты тех людей, с которыми познакомился, зачастую добавляя в них изрядную дозу юмора (тщательно выкрашенные волосы хозяйки одной квартиры напоминают «раздавленную сороку»). И он высоко ценит абсурд, в лучших русских традициях.
Также по теме: Буллоу - «Да будет наша слава велика»
Неутомимый скитальческий дух Буллоу вызывает восхищение, когда он едет по следам покойного священника на автобусе, на поезде, на снегоходе, когда находит удаленные церкви в жестокую летнюю жару, когда ищет могилы забытых зеков в заполярной тундре.
Эта нация умирает, но ее можно спасти, утверждает он. Спасти при помощи общности людей и возрожденного доверия – тех ценностей, которые проповедовал отец Дмитрий. Книга заканчивается на осторожной оптимистической ноте с упоминанием массовых протестов и выступлений за честные выборы в 2011 году. Став свидетелем двух разогнанных демонстраций после переизбрания Путина в марте 2012 года, ваш покорный слуга не очень уверен в том, что перемены близки. И тем не менее, эту книгу можно назвать амбициозным и многоплановым путешествием в самое сердце это великой и мрачной страны.