Яак Аллик (экс-министр культуры Эстонской Республики, член парламентской группы Эстония-Россия, депутат Социал-демократической партии Эстонии – прим. ред.) заявил, что «Россия никогда не нападала на Эстонию и эстонское государство. В Европе всегда был большой передел». То есть, получается, что все разговоры о российской угрозе — это лишь пугание народа и глупость.
В корне другую интерпретацию представил 70 лет назад премьер-министр Юри Улуотс. В своей последней статье он написал: «Натиск России на пространство Эстонии вызвал с 1060 года по сегодняшний день 40 войн, в которые вовлекались также ближайшие и далекие народы».
Кстати, такую же точку зрения, что судьбу Эстонии сами эстонцы не определяли, Аллик демонстрировал и в 2011 году, когда сказал о восстановлении независимости в 1991 году: «Судьба Эстонии определялась тогда, конечно, не в Эстонии, а все же в Москве и Вашингтоне».
Прежние войны и нападения на Эстонию, разумеется, не означают, что угроза военного нападения России сегодня сравнима с исторической. Однако утверждение, что нападений будто бы и не было вовсе, абсурдно. И такое отношение, что Эстония будто никогда и не ковала сама свою историю, а являлась винтиком меж большими жерновами, само по себе опасно.
Эстония — суверенное государство, и, как в соответствии с международным правом, так и в соответствии с Конституцией, на нас лежит обязанность защищать свое государство независимо от международной обстановки или союзнических отношений. Этой обязанности нет ни у кого другого. Если Россия в один не самый прекрасный день нападет на Эстонию, то мы, естественно, будем рассчитывать и на помощь своих натовских союзников. Но эксперты по безопасности едины во мнении, что Эстонии помогут только в случае, если она сможет прежде всего сама защитить себя. Сваливать эту обязанность на другого дядю с той предпосылкой, что мы лишь пешка в крупной игре сверхдержав, безответственно.
Если Аллик не пошутил и всерьез полагает, что в завоевании и восстановлении независимости в XX веке эстонский народ не играл никакой роли и все это смогло случиться только «благодаря счастливой случайности», то это обескураживающая позиция. Неужели около 100 000 мужчин, воевавших в Освободительной войне, были просто «счастливой случайностью»? И случилось бы такое «счастливое стечение обстоятельств», давшее нам вновь независимость и членство в НАТО, если бы не было Комитетов граждан Эстонии и Народного фронта?