Согласно документам госдепартамента, правительство российской республики Чечня под руководством Рамзана Кадырова «нарушало и продолжает серьезно нарушать права человека посредством убийств, издевательств, исчезновения людей и насилия». Кадыров, как отметил госдепартамент в августе 2011 года, «был лично замешан» в «убийстве гражданки США Анны Политковской, журналистки, которая писала о нарушениях прав человека в Чечне».
Однако, когда в прошлую пятницу администрация Обамы выпустила список российских чиновников, которым запрещен въезд в США, и чьи активы в этой стране будут заморожены в связи с их ролью в преступлениях против прав человека, Кадырова в списке не оказалось. Сам список, созданный согласно требованиям принятого конгрессом закона, которому президентская администрация сильно противилась, - это шаг в сторону привлечения режима Владимира Путина к ответственности за нарушения прав человека, однако он также является еще одним примером вызывающей вопросы угодливости президента Обамы по отношению к Кремлю.
Шестнадцать из 18-ти имен в списке санкций связаны с Сергеем Магнитским, юристом, который погиб в СИЗО после того, как заявил о коррупционной махинации. Именно его дело сподвигло конгресс принять этот закон в прошлом году. Согласно акту Магнитского, администрация обязана выявить российских чиновников, связанных с преследованием Магнитского, а также с другими преступлениями против прав человека, и публично объявить о введении санкций по отношению к этим людям.
Некоторые сторонники закона удивляются, почему опубликованный список такой короткий, ведь около 60-ти российских чиновников связаны только с самим делом Магнитского, не учитывая другие печально известные случаи – как, например, убийство Политковской, которую застрелили в день рожденья Путина в 2006 году. Однако на это есть веские причины: замораживание активов со стороны Министерства финансов, которое может быть оспорено в суде, должно отвечать высоким стандартам в сфере доказательств.
Однако чиновники из администрации президента допускают, что некоторые имена не были включены в список по политическим мотивам. Один из них - господин Кадыров, которого, как сообщается, включили в засекреченную часть списка. Люди в неопубликованной части списка не смогут получить американскую визу, однако их активов санкции не коснутся. Нам сообщили, что администрация не хочет затрагивать высокопоставленных чиновников из-за страха того, что ответным действием России станет запрет на въезд членам конгресса, кабинета министров или губернаторам (американскому эквиваленту Кадырова), а это лишь ухудшит отношения между двумя странаи в то время, как Обама все еще пытается договориться с Путиным. Пока ответным шагом Кремля стал опубликованный в выходные список, в который включены некоторые чиновники администрации Буша-младшего.
Беспокойство об ответной реакции России кажется нам преувеличенным. Губернаторы, такие, как Рик Перри из Техаса, упомянутые как возможные «кандидаты» в российском списке, возможно, сочтут за честь введенный Путиным запрет на их въезд. Что же касается сотрудничества, то в этой сфере Путин, который занял националистическую и антиамериканскую позицию с момента возвращения в президентское кресло в прошлом году, ясно дал понять, что не заинтересован в совместной работе с Обамой по Сирии – кризису, в котором помощь Москвы нужна больше всего.
Обама постоянно ставит хорошие отношения с Путиным выше вопроса поддержки россиян, стремящихся к демократии и правам человека. Этот компромисс принес США мало реальных преимуществ, и в то время, как сопротивление россиян по отношению к путинской автократии уверенно набирает силу, такой подход кажется все более недальновидным.