Возникшие подозрения в совершении двумя братьями-чеченцами теракта на Бостонском марафоне, пробудившего у американского народа чувство жгучей ненависти, свидетельствуют о том, что впереди США ждет сложное испытание. Теперь жизнь 6 миллионов американцев мусульманского происхождения осложнится. Уже сейчас в глазах американских СМИ атака в Бостоне воспринимается в рамках категории «исламистский терроризм». И пусть политические лидеры в таких странах, как Турция, справедливо сколь угодно повторяют, что у терроризма нет религии, тот факт, что эта акция была осуществлена двумя молодыми мусульманами, важен с точки зрения существующего в Америке восприятия. Если бы данный теракт был совершен ультраправыми организациями США, то его бы восприняли совершенно иным образом. Тогда вместо политического ислама и терроризма речь шла бы об оружейном лобби, дискриминации и других социальных проблемах внутри страны.
И все же существует ряд факторов, которые в общих чертах отделяют бостонский теракт от категории исламистского терроризма. Прежде всего на первом плане наблюдается не столько религиозное, сколько этническое измерение. В силу чеченского происхождения подозреваемых, помимо идеологических рамок радикального ислама, подобных «Аль-Каиде», речь идет и об этническом происхождении. Однако намного важнее другой фактор: подозреваемые в совершении теракта – два обыкновенных молодых американца. И произошедший теракт – это не продукт иностранных элементов, как, например, теракт 11 сентября. Их стиль жизни, хобби, друзья свидетельствуют о том, что братья Джохар и Тамерлан Царнаевы - два типичных представителя молодежи США. При этом в их прошлом нет ни одной ситуации, которая бы позволила присвоить им «профиль» террориста.
С точки зрения властей США это в значительной степени новая общественная ситуация. Американская риторика, возникшая после 11 сентября, была окрашена значительным беспокойством относительно радикализации 15 миллионов мусульман, проживающих в Европе. Те же власти были единодушны в том, что для шестимиллионного мусульманского населения в США опасности такой радикализации не существует. Что касается образования и уровня дохода, для мусульман США характерно положение выше среднего. Благодаря мультирелигиозной и мультиликультурной структуре США мусульманское население Америки достаточно благоприятно интегрировалось в общество, и это воодушевляло официальных лиц. При этом между исламом в Европе и США существовали интересные демографические различия. Например, подавляющее большинство арабо-американского населения имеет христианское происхождение, и этот факт малоизвестен. В силу всех этих особенностей ислам в США контрастировал с исламом в Европе, подающим сигналы к радикализации.
В последние годы эта атмосфера «инертности» по части ислама в США стала претерпевать изменения. Например, в 2009 году военнослужащий, американец арабского происхождения по имени Нидал Малик Хасан поверг страну в шок, убив 13 своих сослуживцев в штате Техас. Однако данный инцидент не был признан террористическим актом в абсолютном смысле. Взрывы в Бостоне повлекут за собой возникновение новой и чрезвычайно опасной динамики. После событий 11 сентября и особенно прихода к власти Обамы вопрос терроризма стал забываться. Теперь США заново для себя открывают террор. К тому же, на этот раз вероятно нагнетание паники в связи с вопросом мусульманского населения. США, увлекающихся преподаванием уроков по интеграции в Европу и мультикультурности, теперь ожидает сложный экзамен.