Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Теракты в Бостоне — результат недоверия ФБР и ФСБ?

Российские спецслужбы больше года подозревали Тамерлана Царнаева в связях с террористами, однако за неимением подробных сведений в ФБР решили закрыть дело.

© REUTERS / Lucas Jackson Спецоперация по розыску подозреваемого в Бостонских терактах
Спецоперация по розыску подозреваемого в Бостонских терактах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва еще в январе 2011 года уведомила ФБР о подозрительном поведении Тамерлана Царнаева, старшего из двух братьев-чеченцев, которых подозревают в организации теракта в Бостоне. Агенты американского бюро вызвали Царнаева для беседы, но не обнаружили ничего предосудительного в жизни этого иммигранта, который проживал на территории США больше десяти лет. В ФБР обратились к ФСБ за уточнениями.

Если в конечном итоге будет установлено, что подготовкой теракта в Бостоне занимались или даже руководили с Северного Кавказа, Москва и Вашингтон будут вынуждены тесно сотрудничать для нейтрализации этой угрозы. В противном случае отношения двух противников времен холодной войны могут серьезно ухудшиться. За последние несколько лет их обоюдное недоверие стало только сильнее: Вашингтон недоволен посягательствами на демократию в России, тогда как Кремль обвиняет американский Госдепартамент во вмешательстве в его внутренние дела. Это недоверие, по всей видимости, препятствует обмену информацией между ФБР и ФСБ, хотя обе спецслужбы ведут борьбу с общим врагом: исламским терроризмом.

Москва еще в январе 2011 года уведомила ФБР о подозрительном поведении Тамерлана Царнаева, старшего из двух братьев-чеченцев, которых подозревают в организации теракта в Бостоне. Агенты американского бюро вызвали Царнаева для беседы, но не обнаружили ничего предосудительного в жизни этого иммигранта, который проживал на территории США больше десяти лет. В ФБР обратились к ФСБ за уточнениями. Однако сложность была в том, что отношения двух спецслужб строятся на принципе равного обмена. «Ни ФСБ, ни ФБР не любят обмениваться информацией», — отмечает российский эксперт по разведке Андрей Солдатов. Процесс так и не сдвинулся с мертвой точки вплоть до недавних терактов. Тем временем Тамерлан Царнаев успел провести полгода в Дагестане (там живут его родители) и в Чечне. Две этих российских республики нередко становятся театром боевых действий между исламистскими сепаратистами и федеральными силами.

Опровержение

Отец двух подозреваемых Анзор Царнаев утверждает, что Тамерлан никак не связан с исламистскими сепаратистами. Мать Зубейдат Царнаева говорит, что он находился под неусыпным надзором российских спецслужб. Родители убеждены, что их дети стали жертвами заговора. Командующий дагестанских «моджахедов» в свою очередь заявил о непричастности его движения к бостонским терактам и отметил, что оно не ведет операции в США, а воюет только с Россией.

После новости о чеченских корнях подозреваемых официальные российские СМИ немедленно воспользовались случаем, чтобы обрушиться с обвинениями на мусульманских сепаратистов с Кавказа и раскритиковать слепоту Запада, который неизменно рассматривает боевиков как жертв кремлевских репрессий.

Как бы то ни было, Андрей Солдатов сомневается, что изолированное и лишенное финансирования повстанческое движение на Кавказе в состоянии подготовить операцию такого масштаба и на таком расстоянии. «Если братья Царнаевы и получали помощь, то ее источником были международные организации типа "Аль-Каиды", — полагает эксперт, подчеркивая стремление ФСБ наладить сотрудничество с американской разведкой. — В обмен на информацию по Царнаевым ФСБ затребует от американцев помощи для обеспечения безопасности Зимней Олимпиады в Сочи».