Для представителей чешской военной промышленности это, конечно, полезная информация: на крупнейшую в Центральной Европе ярмарку вооружений, которая проходит в начале сентября уже в 20-й раз в выставочном центре польского Кельца, можно зарегистрироваться до середины августа. Поскольку по итогам прошлой недели стало ясно, что, если в нашем регионе и можно заключить какие-то приличные контракты, то только в Польше. Ведь у поляков теперь есть «доктрина Коморовского».
Так глава польского агентства национальной безопасности и советник президента Станислав Козей (Stanisław Koziej) на конференции о противоракетной обороне назвал уже долгое время обсуждаемые идеи президента Бронислава Коморовского, что Польша должна отказаться от экспедиционного характера армии, что соответствует требованиям НАТО, и сосредоточиться на защите собственной территории.
С этим связаны разговоры о том, что в таком случае на оборону надо выделить достаточно средств. Для этого парламент уже принял соответствующий закон.
Польша — одна из пяти стран НАТО, выполняющих неофициально установленное условие расходов на оборону в размере 2% ВВП. Сравнение с соседями настораживает. Польские затраты на оборону, согласно аналитическому центру PISM, в 2012 году вдвое больше расходов Чехии, Словакии и Венгрии вместе взятых.
При этом речь идет не только о закупках дорогой современной техники за границей. Основой защиты территории страны должна быть противоракетная оборона. Польские власти излечились от (недолгой) иллюзии, что достаточно купить американскую или другую систему. Как и в случае добычи сланцевого газа, Варшава готова инвестировать в развитие собственных технологий, хотя они, безусловно, будут базироваться на покупке какой-то основы за границей. Что касается противоракетной обороны, поляки обдумывают вариант как американской, так и, например, израильской системы.
Таким образом, под маской офсетной сделки может скрываться попытка сделать что-то свое, что не только создаст рабочие места, но и обеспечит Польше ощущение собственной стратегической важности, которое будет расти в зависимости от того, насколько конструктивно правительство Дональда Туска будет подходить к решение вопросов внутреннего кризиса Европейского Союза.
Расходы на польскую ПРО определяются как некоторая часть увеличения бюджета на оборону, зависящая от роста ВВП. По расчетам агентства национальной безопасности, в случае нулевого или очень небольшого экономического роста армия в 2014 — 2023 годах на создание противоракетной обороны получит как минимум 12 миллиардов злотых (примерно 120 миллиардов рублей).
В случае роста ВВП на 1% в год эта сумма составит 20 миллиардов злотых (200 миллиардов рублей), при росте на 2% — польские военные получат в распоряжение 28 миллиардов злотых (280 миллиардов рублей). Для сравнения: годовой бюджет Министерства обороны Чехии составляет 42 миллиарда крон (63 миллиарда рублей). А средний рост ВВП Польши за последние десять лет был 4,5%.
Польские военные поставили условие, что расходы на противоракетную оборону не должны влиять на обычное функционирование армии и обмен другого оружия. Польский бизнес в свою очередь осторожен из-за не слишком удачных офсетных сделок после покупки американских истребителей F-16. И в области иностранных технологий тоже есть настораживающий прецедент: у польского производителя WZM возникли проблемы с экспортом бронетранспортеров Rosomаk, проверенных в Афганистане, потому что владелец лицензии на изначальную версию (хорошо известная в Чехии финская компания Patria) не слишком благожелательно относится к польским усовершенствованиям и, следовательно, повышению стоимости.
Поляки со своими новыми взглядами в некоторой степени остались в одиночестве. И хотя четыре вышеградских страны готовят общую боевую группу для ЕС, к официальному военному сотрудничеству эксперты относятся скептически. Это показала одна из дискуссий на конференции по вопросам безопасности Globsec на прошлой неделе, где звучали такие фразы, как «Разделение обязанностей в НАТО не извиняет сокращения расходов», или «Когда вы от чего-то отказываетесь, вы не знаете, когда вам это понадобится снова», или «Вышеградская четверка во многих аспектах гетерогенна». Так что, как уже не раз показывала история, бизнес (и бизнес вооружений со своими особенностями) свой путь к деньгам и сотрудничеству должен пройти сам.
До встречи в сентябре в Кельце!