Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Невнимательные родители бостонских террористов

Они упустили из вида все сигналы, отрицают причастность к преступлению и бросают в лицо власти ложные обвинения.

© REUTERS / StringerПресс-конференция родителей братьев Царнаевых
Пресс-конференция родителей братьев Царнаевых
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не стоит ждать, что очевидцы выходок религиозных фанатиков бросятся заявлять обо всем в ФБР. Тем не менее, когда любимый человек на глазах у членов семьи скатывается в пропасть экстремизма, они просто обязаны вмешаться или по крайней мере поставить кого-то в известность. Следите за вашей семьей. Следите за всей вашей общиной. Потому что, если вы не сделаете этого, мы сделаем это за вас.

Три года назад в журнале «Аль-Каиды» Inspire вышла статья под заголовком «Как сделать бомбу у мамы на кухне». В ней подробно рассказывалось о том, как сделать из скороварки взрывное устройство (нечто подобное использовалось для теракта во время бостонского марафона). Как бы то ни было, в рецепте упускался из вида один важнейший момент. Чтобы сделать бомбу на кухне у мамы, нужно чтобы она была невнимательна к вам.

У Тамерлана и Джохара Царнаевых была именно такая мать. Нам пока неизвестно, где и когда они сделали взрывные устройства, которые предположительно заложили на марафоне. Но мы точно можем сказать, что их отец Анзор Царнаев и мать Зубейдат Царнаева не могли не видеть, что поведение Тамерлана становится опасным. Он сам по себе был настоящей скороваркой, которую распирали изнутри гнев, агрессия и разрушительная идеология. Ослепленные любовью родители отказывались это замечать, находили тому бесконечные оправдания.

Зубейдат Царнаева, мать Тамерлана и Джохара Царнаевых


Большинство из тех, кто был знаком с Тамерланом, в том числе и члены семьи, говорят, что он был неприятным типом. Его отец, тем не менее, настаивает, что он — «добрый» и «милый» человек. Анзор уже давно потерял влияние в семье, говорит его брат Руслан. В каждом интервью Анзор утверждает, что ему точно известно, чем занимались дети, хотя он сам ни разу не видел их после переезда в Дагестан год назад. Кроме того, он заявляет, что Тамерлан всегда был у него в «поле зрения» во время поездки сына в Дагестан в прошлом году (а это ложь). По словам Анзора, Тамерлан был талантливым начинающим боксером и «в США все знают, что он знаменитость». Когда Анзор уехал из Бостона, то попросил Тамерлана присмотреть за Джохаром. Он считает, что старший брат мог оградить младшего от дурного влияния.

Мать подозреваемых точно так же отказывается признавать факты. Она клянется, что Тамерлан и Джохар попросту не могли быть замешаны в теракте, потому что «мои сыновья не стали бы держать это в тайне». Вместо того, чтобы повлиять на Тамерлана с его теориями заговора, она сама на них помешалась. Если верить одному из клиентов в ее спа-салоне, Зубейдат недавно назвала события 11 сентября планом для разжигания ненависти к мусульманам. «Моему сыну все об этом известно», — заявила она посетителю. Кроме того, по словам Зубейдат, ФБР следило за ее семьей многие годы, хотя в самом бюро это опровергают. В прошлом году ее задержали (но, по всей видимости, так и не отправили дело в суд) за попытку вынести из магазина одежду на сумму в 1600 долларов.

Анзор и Зубейдат могли неоднократно убедиться в том, что Тамерлан пошел по опасному пути. Где-то между 2007 и 2009 годом Тамерлан и Зубейдат обратились к религии. Зубейдат стала примерной верующей, тогда как Тамерлан начал проявлять нетерпимость и враждебный настрой. Он пытался навязать свои жесткие взгляды остальным членам семьи, вызвав напряженность в отношениях. Тамерлан отказался признавать мужа сестры, потому что он не был мусульманином. Его дядя Руслан заметил перемены в характере племянника. В 2009 году друг семьи сказал ему, что некий мусульманин «промыл мозги» Тамерлану.

Напряженность подскочила вверх, когда в одной из бесед в тот период Тамерлан назвал Руслана «неверным». Кроме того, Тамерлан пытался устроить драку с другим дядей, Алви Царни. Никто в семье не говорит о том, как прошел разговор между двумя дядями и родителями, однако впоследствии они разорвали все связи друг с другом. Руслан говорит, что он был не согласен с тем, «как они воспитывали детей». Анзор же не изменил своего мнения даже после взрывов на марафоне и утверждает, что Руслан и Алви плохо знали детей. «Они рассуждают о том, о чем не имеют ни малейшего представления», — заявил он в пятницу The New York Times.

Примерно в то же время Тамерлана задержали и предъявили обвинение в домашнем насилии: он ударил свою девушку. «Да, я дал ей пощечину», — сказал он полицейским. В конечном итоге дело закрыли, и Анзор отмахнулся от него. «Он лишь слегка ее ударил, — сказал Анзор The Times. — Все дело в ревности... в Америке даже нельзя тронуть женщину».

Анзор Царнаев, отец Тамерлана и Джохара Царнаевых


В начале 2011 года два агента ФБР, которое получило предупреждение от российских спецслужб, пришли домой к Царнаевым, чтобы поговорить о Тамерлане. По словам Зубейдат, сотрудники бюро рассказали, что Тамерлан посещал «экстремистские сайты», и что «они боятся его». Она говорит, что Тамерлан отвечал агентам в довольно жесткой манере: «Я живу в стране, которая дает мне право читать и смотреть все, что мне вздумается». Анзор предпочел не замечать происходившего: «Я знал, что он делал и к чему двигался. Я хорошо воспитал моих детей». Зубейдат уверена, что агенты решили заняться Тамерланом только потому, что «он любил ислам».

Таким образом, все тревожные сигналы прошли мимо цели. После взрывов бомб и появления видеозаписей с Тамерланом и Джохаром Руслан и Алви признали очевидное, но родители до сих пор отказываются верить. Они не просто твердят, как это нередко случается, что их дети не могли на такое пойти. Они заявили, что сыновей подставили, и швырнули свои теории заговора в лицо властям. «Вина лежит на полиции, — сказал Анзор. — Эти трусы застрелили мальчика. Здесь хватает таких полицейских». По его словам, обвинения простив Тамерлана и Джохара — это «провокация спецслужб, которые набросились на моих сыновей, потому что они мусульмане, и у них нет никого в Америке, чтобы защитить их». Зубейдат уверена, что власти «хотели устранить [Тамерлана] как угрозу, потому что он любил ислам».

Сестра Анзора Марет Царнаева согласна с этим самообманом. «Они росли в семье, все было прекрасно», — рассказала она журналистам в пятницу. Она верит, что у ее племянников не было причин устраивать взрыв: «Ради каких убеждений? Насколько мне известно, они не отличались большой верой». «Наших мальчиков подставили», — делает она неизбежный вывод. Когда репортеры показали ей видеозапись, она ответила: «Это постановочные съемки».

Соседи и прихожане в мечети, куда ходил Тамерлан, тоже не могли не видеть происходившего. В ноябре 2012 года он обрушился с гневной тирадой на торговца в Кембридже за рекламу индеек на День благодарения: Тамерлан посчитал это оскорблением мусульманских законов. Во время пятничной молитвы он прерывал проповеди, в которых защищалось празднование Дня благодарения и Дня независимости. Чуть позже он влез в выступление имама, который посчитал, что Мартин Лютер Кинг достоин подражания подобно пророку Мухаммеду. Тамерлан заявил, что Кинг не был мусульманином, и назвал имама «кафиром», то есть «неверным». Некоторые из собравшихся пригрозили выставить Тамерлана на улицу, однако никто из них, по всей видимости, не сообщил о произошедшем властям, потому что, насколько им было известно, он не проповедовал и не прибегал к насилию.

Не стоит ждать, что очевидцы выходок религиозных фанатиков бросятся заявлять обо всем в ФБР. Тем не менее, когда любимый человек на глазах у членов семьи скатывается в пропасть экстремизма, они просто обязаны вмешаться или по крайней мере поставить кого-то в известность. Если же они ничего не делают, и фанатик в конечном итоге становится убийцей, то на них ложится огромная ответственность. Если они отвергают эту ответственность, пытаясь обвинить полицию и правительство в заговоре против мусульман, то они недостойны нашей симпатии, уважения и доверия. Следите за вашей семьей. Следите за соседями. Следите за всей вашей общиной. Потому что, если вы не сделаете этого, мы сделаем это за вас.