Президент Барак Обама «поднял планку» для возможного американского вмешательства в кровавую гражданскую войну в Сирии, отметив, что не только США, но и «международное сообщество» должно убедиться в том, что сирийский режим использует химическое оружие.
Комментарии Обамы в ходе пресс-конференции во вторник стали явным знаком того, что он не склонен действовать в одностороннем порядке, а также того, что он попытается достичь международного консенсуса перед тем, как привлекать к делу военные силы. Американские чиновники уже давно говорят, что Россия, в частности, не поддерживает вмешательство в Сирии и может заблокировать шаги в этом направлении в ООН.
«Если можно удостовериться – причем таким образом, чтобы не только США, но и международное сообщество почувствовали уверенность в том, что режим Асада использует химическое оружие – тогда это совершенно другая ситуация», - сказал Обама, говоря о сиирийском президенте Башаре Асаде.
Он сказал, что подобный курс развития событий может повлечь за собой «потенциально даже еще более разрушительные нападения на мирное население, а также в этом случае возникнет высокая вероятность того, что это химическое оружие попадет в чужие руки и будет использовано таким образом, который представит угрозу безопасности США или наших союзников». Обама ранее заявлял, что использование химического оружия неприемлемо.
Когда его спросили о взрывах но Бостонском марафоне, Обама ответил, что его администрация сейчас рассматривает вопрос о том, нужно ли изменять способ сбора разведданных, чтобы предотвратить подобные атаки в будущем. Обама также повторил свой призыв закрыть тюрьму в Гуантанамо.
В ответ на вопрос о том, не «застряла» ли продвигаемая им повестка в условиях, когда конгресс отвергает законопроект о контроле за оружием и затрудняет процесс одобрения других предложений президентской администрации, Обама ответил, что он не желает просто «собрать вещи и уйти домой».
Перефразируя Марка Твена, он сказал, что «слухи о моем уходе немного преувеличены в данный момент».
Обама, еще в прошлом месяце заявлявший о том, что США «не потерпят использования химического оружия против сирийского народа», теперь сталкивается с нарастающим давлением в поддержку более агрессивных действий в Сирии с целью прекращения конфликта и победы над Асадом.
Сенаторы-республиканцы, среди которых - Джон Маккейн (Kohn McCain) из Аризоны и Линдси Грэхэм (Lindsey Graham) из Южной Каролины, призывают к созданию бесполетной зоны над Сирией, однако Белый дом отказался предпринимать подобный шаг. Одна из трудностей заключается в том, что многие повстанцы, выступающие против режима Асада, связаны с экстремистскими исламистами.
В ходе пресс-конференции Обама отметил, что у США есть свидетельства того, что в Сирии было использовано химическое оружие, однако «мы не знаем, как, когда и кто его использовал, у нас нет «цепочки поставок», чтобы понять, что же именно произошло. А когда я принимаю решения о национальной безопасности Америки и возможности дополнительных действий в ответ на использование химического оружия, я должен убедиться, что у меня на руках есть факты».
По словам Обамы, если будет достоверно известно, что сирийский режим использует химическое оружие, будет легче заручиться поддержкой американского народа и мобилизовать международное сообщество, чтобы предпринять шаги по прекращению подобных атак.
Когда его спросили, не имеет ли он в виду военные действия под выражением «совершенно другая ситуация», Обама ответил: «Под «совершенно другой ситуацией» я имею в виду то, что нам нужно будет заново продумать все возможные и доступные для нас варианты действий».
Высказывание Обамы в ходе пресс-конференции о тюрьме Гуантанамо стало одним из его самых серьезных призывов к ее закрытию после того, как он подписал указ об этом в начале своего первого президентского срока. Его попытки закрыть тюрьму встречают противодействие двухпартийного большинства в конгрессе, который хочет оставить Гуантанамо открытой и выступает против «доставки» подозреваемых террористов в США.
Во вторник Обама снова сказал, что тюрьма отчуждает союзников. «Тюрьма Гуантанамо не является необходимой для безопасности Америки», - сказал он.
Президент снова пообещал вести с конгрессом работу в этом направлении. «Я вернусь к этому вопросу, потому что считаю, что это важно», - сказал он. Однако и демократы, и республиканцы препятствуют шагам по закрытию тюрьмы, и изменить эту динамику на Капитолийском холме будет сложно.
Обама подтвердил данные о том, что в его администрации руководитель по разведке Джеймс Клэппер (James Clapper) руководит расследованием взрывов на Бостонском марафоне с целью понять, какие уроки США могут извлечь из ситуации.
«Мы используем все возможные средства, - сказал он. – Мы хотим понять, стоит ли внедрять дополнительные правила и процедуры, которые могли бы улучшить нашу способность определять возможную атаку».
Отмечая провал в Сенате законопроекта по контролю за оружием, сторонником которого выступал Обама, президента спросили, уверен ли он все еще в том, что сможет претворить в жизнь другие аспекты своей политической повестки, в частности, план по изменению иммиграционной системы. Обама повторил, что продвигать свою повестку ему тяжело в условиях, когда каждая партия контролирует одну из палат конгресса.
«Мы понимаем, что сейчас власть разделена, - сказал он. – Республиканцы контролируют палату представителей. В сенате привычка требовать 60 голосов даже за самые скромные закнопроекты замедляет работу... Сейчас ситуация на Капитолийском холме достаточно дисфункциональна».
Однако, как сказал президент, «я уверен, что двухпартийная работа по иммиграционной реформе приведет к законопроекту, который пройдет через сенат и палату представителей и окажется на моем столе».