Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как СМИ помогали освобождать Париж в 1944 году

Мэттью Кобб - автор книги «Одиннадцать дней в августе» - размышляет о современной революции в цифровых технологиях и тех новшествах, которые использовали в СМИ десятки лет назад. Не все, кстати, изменилось

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мэттью Кобб - автор книги «Одиннадцать дней в августе» - размышляет о современной революции в цифровых технологиях и тех новшествах, которые использовали в СМИ десятки лет назад. В частности, он рассказывает, как репортеры помогли освободить Париж в августе 1944 года. Не все, кстати, изменилось.

 

Сложно в наш век оставаться безучастным, когда политические потрясения, например, в Сирии и Ливии, мгновенно документально фиксируются в твиттере и блогах, а фотографии сразу же выкладываются в сети. Но впервые активное участие СМИ в событиях отмечено почти 70 лет назад – в Париже. 

Интернет преобразил процесс распространения информации о том, как в странах происходят революции. Однако многие приемы, позволяющие одержать победу в информационных войнах, были впервые опробованы Французским Сопротивлением, в частности его участниками – сотрудниками СМИ Робером Дуано (Robert Doisneau) и Анри Картье-Брессоном (Henri Cartier-Bresson).     

Когда в августе 1944 года войска союзников, наконец, прорвали немецкую оборону в Нормандии, коллаборационисты спешно покинули столицу и информационный вакуум быстро заполнили газетчики, фоторепортеры, кинооператоры и корреспонденты радио, участники патриотического движения «Свободная Франция».

Умолкли СМИ Рю де Реомюр, парижского аналога лондонской Флит-Стрит, которые на протяжении четырех лет извергали потоки пропаганды режима Виши. Помещения редакций заняли сторонники Движения Сопротивления, которые до этого в условиях подполья с невероятным риском выпускали огромное количество газет.  

Но прежде, чем вышли в свет первые номера газет, сгорающим от нетерпения журналистам пришлось выждать четыре дня ввиду угрозы танковых обстрелов редакционных зданий. Из-за нехватки бумаги все газеты выходили в одном формате – это были широкоформатные газеты-листовки, и все продавались по одной цене. Их распространяли на улицах, зачастую на виду у все более беспомощных немецких патрулей, и парижане, истосковавшиеся по новостям, мгновенно расхватывали газеты, несмотря на то, что в них далеко не все было правдой. 

Газетные фотографии были плохого качества. С самого начала восстания десятки фотографов – в том числе Дуано и Картье-Брессон – объединились и поделили город на сектора. Участники Движения сопротивления сообщали им о предстоящих боевых действиях, и те устремлялись в указанные места, чтобы запечатлеть события. Тысячи снимков сделали не только фотографы, но и простые парижане, которые брали фотоаппараты, драгоценную пленку и направлялись туда, где бои были в самом разгаре, чтобы запечатлеть эти исторические события. И эти фотографии – какие-то были настоящими произведениями искусства, а некоторые всего лишь сделанными впопыхах снимками, способствовали созданию популярного образа повстанческого движения.   

К работе подключились и кинооператоры. Тысячи метров пленки были отсняты представителями еще одной группы – парижскими кинематографистами. Они фиксировали подробности событий, после чего в кратчайшие сроки монтировали 30-минутные киноролики, которые потом смотрели во всем мире. Подобно современным видео в YouTube, эти фильмы позволяли запечатлеть события в истории так, как их видели, в том числе, и сами парижане.  

И еще одним средством медийного сопротивления стало радио. После побега коллаборационистов замолчала и вишистская станция Radio-Paris. Вечером 21 августа в эфир, наконец, вышла парижская радиостанция Движения Сопротивления, и на протяжении следующих трех дней она выпускала сводки боевых действий и интервью с руководителями Движения, которые нередко звучали на фоне канонады. 

Самой важной функцией СМИ была их способность организовать и мобилизовать население. По радио передавали просьбы о помощи с баррикад, из которых парижане узнавали, на каких участках боевых действий требуется их помощь. Радио снабжало городские кварталы информацией о событиях у соседей и передавало сообщения о перемещениях немецких войск. В газетах печатались инструкции, как самим изготовить «коктейль Молотова», и сообщались адреса, по которым принимали раненых. Подобно современным социальным сетям средства массовой информации Парижского Сопротивления объединяли людей вокруг общего дела.    

Радиослужба движения «Свободная Франция» на Би-Би-Си, которая начала вещание летом 1940 года, использовалась для манипулирования ходом событий. В полдень 23 августа станция распространила абсолютно ложную информацию о том, что Париж освобожден. Парижане недоумевали и негодовали – по парижским улицам по-прежнему рыскали немецкие танки и ежедневно гибли сотни людей. Командование союзников тоже пришло в ярость.    

Дезинформация разлетелась по всему миру – повсюду от Нью-Йорка до Манчестера торжествовали победу, а британское коалиционное правительство заказало торжественную мессу в Соборе Святого Павла. На следующий день все объяснили ошибкой перевода. Но никакой ошибки не было – весь этот план был задуман руководителем отдела пропаганды «Свободной Франции» Жоржем Бори (Georges Boris) для того, чтобы ускорить наступление союзников на Париж.  

Радиостанция реабилитировала себя на следующий день, когда освобождение началось на самом деле. Вечером 24 августа по мере продвижения союзных войск к центру Парижа радиостанция Движения Сопротивления непрерывно передавала последние сводки, а затем обратилась ко всем городским церквам с призывом бить в колокола в честь победы.

Завершающий этап «восстания СМИ» стал для них одновременно кульминацией в освещении событий. Знойным полднем 26 августа генерал де Голль вместе с руководителями «Свободной Франции» и Движения Сопротивления прошли маршем по Елисейским полям. То, как де Голль неспешным шагом прошел по Парижу в окружении танков и самой многочисленной толпы, которую когда-либо видел Париж, снимали десятки кинооператоров и фотокорреспондентов, комментировали забравшиеся на крыши автомобилей десятки радиожурналистов. Запечатлившие радость и ликование снимки разлетелись по всему миру и стали олицетворением освобождения всей Франции. Тогда, как и сейчас, в нашу эпоху цифровых технологий, СМИ не просто фиксировали историю – они помогали ее формировать.