Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

И в других странах памятники вызывают протесты и противоречия в обществе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Установленный в Пардаугаве (Рига) монумент «Освободителям Риги и Советской Латвии от немецко-фашистских захватчиков» 9 мая снова был в центре внимания как место торжеств, где собираются в основном русскоязычные жители Латвии.

Установленный в Пардаугаве (Рига) монумент «Освободителям Риги и Советской Латвии от немецко-фашистских захватчиков» 9 мая снова был в центре внимания как место торжеств, где собираются в основном русскоязычные жители Латвии. Однако многим латышам этот памятник напоминает о длившейся почти 50 лет советской оккупации. Были и попытки взорвать этот монумент, и призывы снести его. В ходе нынешних предвыборных дебатов эта тема актуальна. Разногласия вокруг памятников из-за идеологических посланий, которые они несут, - проблема не только Латвии.
 
Решительная Грузия
 
Прославляющие тоталитарные режимы памятники – это не только наследие прошлого. Совсем недавно – в 2011 году – в Запорожье на Украине местные коммунисты открыли памятник Сталину. Это вызвало контрреакцию – у памятника была спилена голова, его пытались взорвать. Ответственность за спиленную голову взяла на себя националистическая организация «Тризуб», а организаторов взрыва установить не удалось. Ранее местные коммунисты охраняли мастерскую, где изготавливался памятник. Против памятника возражали губернатор Запорожья и церковь. «Не нужно забывать тех людей, – а большинство из них православные, - которые были репрессированы, замучены в камерах пыток НКВД. Среди них были и представители духовенства», - говорил тогда епископ местной православной церкви. В 1932 и в 1933 годах сталинский режим осознанно создал на Украине голод, или голодомор, который унес, по меньшей мере, 7,5 миллиона человеческих жизней.
 
Тем временем, в родном городе Сталина Гори в Грузии памятник ему снесли в июне 2010 года, и вместо него установили монумент в память о жертвах советского режима и войны с Россией 2008 года. Памятники Сталину демонтированы и во многих других городах Грузии.
 
Грузия свою решимость освободиться от идеологического наследия советских времен продемонстрировала также в 2009 году, когда в городе Кутаиси был взорван посвященный красноармейцам Мемориал славы, который возносился ввысь почти на 100 метров. Это произошло по распоряжению президента Михаила Саакашвили. Теперь на этом месте построено новое здание парламента Грузии. Освобождение от памятника не обошлось без жертв - в результате взрыва от ранений осколками бетона погибла женщина с маленьким ребенком. Планировалось взорвать памятник несколькими днями позже, а до этого произвести пробный взрыв, но неожиданно сдетонировало большое количество взрывчатки. Резкую реакцию выразила Россия, президент которой Владимир Путин тогда сказал: «Это еще одна попытка стереть из памяти народов бывшего Советского Союза их общее прошлое, в том числе и героическое прошлое».
 
Скандалы в Восточной Европе
 
Громче всего скандал из-за памятника потряс Эстонию в апреле 2009 года, когда из центра Таллина был перемещен монумент солдатам Советской армии, который называли «Бронзовый Алеша». В Таллине начались беспорядки. После «Бронзовой ночи» многие интернет-сайты Эстонии были подвергнуты кибератакам со стороны России. Как позже открылось из вскрытой переписки, беспорядки срежиссировала молодежная организация путинской партии «Единая Россия» «Наши». После этого события в отношениях Эстонии и России наблюдалось охлаждение.
 
Несколько связанных с памятниками красноармейцам скандалов было и в странах Восточной Европы. В Польше, в предместье Варшавы 17 августа 2010 года произошли протесты, когда там планировалось открыть памятник, посвященный красноармейцам, погибшим в польско-российской войне 1920 года. Незадолго до церемонии открытия памятник был испачкан краской. В тот раз ряд ветеранских организаций подчеркнули, что для них неприемлемо чествование солдат, которые «на своих штыках несли преступную идеологию и воевали против поляков». В намеченную дату памятник так и не был открыт по формальным причинам, так как в его описание на русском языке вкралось две грамматические ошибки.
 
В Берлине в 2010 году на памятнике советским солдатам в районе Тиргартен нарисовали свастику и нацарапали надпись на немецком языке  - «Убийца, насильник, вор».
 
Литва в свое время в официальной ноте России выразила осуждение в связи с открытием в Химках памятника отряду КГБ «Альфа», члены которого участвовали в насильственном подавлении протестов в Вильнюсе 13 января 1999 года.
 
Публичному осуждению подвергаются и антикоммунистические памятники. В июне 2007 года в США в присутствии тогдашнего президента Джорджа Буша был открыт памятник жертвам коммунизма. На церемонии открытия коммунизм 20-го века был назван «убийственной идеологией, которая уничтожала любое свободомыслие». Возмущение в связи с установкой этого памятника выразил руководитель Коммунистической партии России Геннадий Зюганов, который назвал Джорджа Буша «символом государственного терроризма».
 
«Святой Эрнесто»
 
Впрочем, не только на постсоветском пространстве бушуют страсти вокруг различных памятников, в которые закодированы определенные идеологии. Один из примеров – Долина павших в Испании. Этот монумент за пределами Мадрида заказал после гражданской войны в Испании диктатор Франко, чтобы почтить память погибших солдат, которые воевали на его стороне. Для создания памятника Франко использовал рабочую силу политзаключенных. На этом месте похоронен и сам диктатор, однако активисты решили, что его останки надо оттуда убрать.
 
Среди противоречивых памятников следует упомянуть также монумент революционеру Эрнесто Че Геваре в городе Ла Хигуэра в Боливии, где он был казнен. Критики отвергают Че за насильственные методы в революции, но в памяти местных жителей он остался как «Святой Эрнесто».
 
В свою очередь, в Азии многие соседние страны заявляют претензии Японии в связи с построенной в Токио синтоистской святыней Ясукуни, в которой, по мнению многих, записаны, в том числе и имена военных преступников. Храм посвящен 2,5 миллиона японских солдат, которые погибли в боях с 1868 года.
 
Перевод: Лариса Дереча.