После прихода к власти исламистское движение пытается навязать населению свою идеологию, которая ограничивает права женщин. Тем не менее, ему приходится иметь дело с сопротивлением местных жителей.
В ХАМАС явно не желают сидеть, сложа руки: недавно палестинское движение запретило мужчинам носить короткие штаны и «неприличные» стрижки. Длинные волосы и высокие прически остались в прошлом: сегодня любого нарушителя могут задержать и насильно «оболванить» в полиции нравов ХАМАС.
Такое решение было принято через несколько дней после законопроекта о раздельных школах. Правительство запретило совместное обучение девочек и мальчиков во всех школах Газы, начиная с девятилетнего возраста. Тем не менее, в большинстве школьных учреждений Газы их и так уже отделили друг от друга. Таким образом, закон касается лишь пары десятков частных и трех христианских школ.
Так, зачем вообще нужно переводить на законодательный уровень практику, которая де факто уже принята почти во всех учреждениях? Правительство отнекивается от всех обвинений в половой сегрегации.
«Мы хотели сделать из этой традиции закон в соответствии с нормами нашего общества, - утверждает официальный представитель Министерства образования Абу Альмоатасем. - Этот закон не был продиктован политическими или религиозными соображениями. Он носит практический характер».
Решение получило широкую поддержку в школах.
Читайте также: Дайте ХАМАСу «победить»
«С девятилетнего возраста начинается период полового созревания, тело ребенка меняется, в связи с чем нужно отделить девочек от мальчиков, - говорит директор школы на востоке Газы Сафар Джараба. - Разделение существовало всегда, как того требует наша религия».
Тем не менее, в частных учреждениях, где девочки и мальчики сидят за одной партой, не согласны с насильственным утверждением морали во имя веры.
«Зачем разделять детей с раннего возраста? - недоумевает директор частной школы «Альмахад» Аттеф аль-Ахрас. - Я даже с практической точки зрения не могу отделить девочек от мальчиков. В некоторых классах учатся всего одна-две девочки, и я не могу найти для них отдельного преподавателя, раз их так мало. Если этот закон все же будет утвержден, пострадают в первую очередь девочки».
Женщины - излюбленная цель
Эти запреты - лишь последние в длинном списке принятых мер ХАМАС, которые свидетельствуют об ужесточении нравов на палестинской территории. Хотя мужчин тоже затрагивает стремление правительства к «морализации» местного общества, главной целью все равно являются женщины.
В феврале этого года исламистское движение попыталось сделать обязательным ношение хиджаба (мусульманский платок) и джильбаба (скрывающая все тело одежда) во всех университетах Газы, хотя они оба итак уже были широко распространены среди местных студенток. Такое решение привело в негодование Палестинскую автономию, которая посчитала его незаконным. После протестов некоторых студенток и преподавателей вузов ХАМАС пришлось отступиться.
Также по теме: Палестинцы сами виноваты в том, что у них нет государства
Как бы то ни было, месяц спустя движение выступило с новой инициативой. ХАМАС впервые запретил женщинам участвовать в традиционном марафоне, в связи с чем Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) вообще отменило его.
«Мы были удивлены и поражены этим решением, потому что последние два года все прошло просто прекрасно, - сокрушается пресс-секретарь БАПОР Аднан Абу Хасна. - Газа лишилась реальной возможности заявить о себе за границей. Сотни людей со всего мира могли бы приехать, чтобы выразить солидарность с палестинцами».
В знак протеста против такого решения некоторые участницы отмененного спортивного мероприятия провели собственный мини-марафон на севере Газы в Международный женский день 8 марта. В нем приняли участие примерно 30-40 девушек. «В Газе становится все меньше возможностей для общественной деятельности и спорта, - недовольна Нисрин из некоммерческой организации Right to play. - ХАМАС пытается навязать свой закон и моральные принципы, чтобы создать в Газе исламский эмират».
Насильственная исламизация?
После прихода к власти в секторе Газа в 2007 году ХАМАС методично стремится к тому, чтобы навязать жителям жесткую интерпретацию ислама и соответствующий ей образ жизни. В 2009 году правительство дало старт «кампании добродетели».
Речь идет о серии ограничительных мер, которые нацелены на установление чрезвычайно жесткого морального кодекса: мужчинам запрещено работать в парикмахерских или салонах красоты, где обслуживают женщин, на витринах в магазинах нижнего белья нельзя ставить манекены, женщины не допускаются к вождению мотоцикла и т.д.
Читайте также: Ислам задушил арабские культуры во имя единобожия
«Наша цель в том, чтобы сделать из населения хороших граждан, - объясняет бывший министр религиозных дел ХАМАС Талеб Абу Шар. - Мы пытаемся бороться с бедами общества, которые развращают молодежь».
Для надзора за применением новых мер правительство сформировало полицию нравов. Улицы в центре Газы несут на себе отпечаток бурной исламизации. Женщины в никабе (головной убор, который оставляет открытыми только глаза) встречаются здесь все чаще, хотя его ношение и не является обязательным.
Собственные интересы
Почему же ХАМАС стремится к исламизации и так уже консервативного общества? Движение пользуется все меньшей поддержкой среди местного населения и вынуждено мириться с нарастающем соперничеством со стороны ФАТХ, которое стоит у власти на западном берегу реки Иордан. В таких условиях ХАМАС стремится показать, что является единственным хозяином в Газе и прочно держит в руках бразды правления.
«Правительство использует религию как предлог, говорит о соблюдении обычаев и традиций, - говорит правозащитница из Газы Зейнаб аль-Гхонейми. - Но это все ложь. Такие решения носят в первую очередь символический характер и служат политическим интересам правительства, которое стремится укрепить собственный суверенитет. Кроме того, оно хочет утвердить свою идеологию и предоставить гарантии наиболее радикальным течениям».
После прихода к власти ХАМАС приходится искать способы противодействия попыткам дестабилизировать ситуацию со стороны салафитских групп, которые обвиняют его в попустительстве и распущенности нравов, а также требуют неукоснительного следования законам шариата. Внутри ХАМАС радикальные члены тоже оказывают на руководство постоянное давление, что приводит их к конфликту с умеренным течением.
Также по теме: Сколько стоит борьба с ХАМАСом?
Таким образом, исламистское движение нередко идет на самые радикальные меры, чтобы успокоить критиков.
«ХАМАС пользуется любым предлогом, чтобы заставить людей говорить о себе, - считает директор французского отделения Университета аль-Акса Зиад Медух. - Оно уделяет больше внимания жестким исламским нормам, чем правам человека. Оно смеется над западными критериями и стремится угодить своим главным спонсорам из Персидского залива».
Женское сопротивление
Как бы то ни было, ХАМАС старается не подорвать и так не слишком высокую популярность среди населения: оно внимательно следит за общественным мнением и может оказаться от принятых решений, если те вызывают бурю протестов.
Так, например, движение отменило закон с запретом для женщин на курение кальяна в общественных местах. Рула, с которой мы встречаемся на приморской террасе столь популярного среди иностранцев отеля «Аль-Дейра», искренне возмущается подобной политикой.
«Мы с другими женщинами пошли против этого закона: мы заходили в кафе и просили принести нам кальян, - рассказывает она. - Женщины не хотят, чтобы кто-то менял их образ жизни. В ХАМАС поняли, что общественные нормы в Газе очень сильны, и что обществу не нужен хадиктатор».
Женщины в Газе неоднократно доказывали, что они в силах отстоять свои права и дать отпор влиянию радикальных течений. Так, например, в 2010 году женщины-адвокаты заставили ХАМАС отказаться от решения, которое обязывало их носить исламскую одежду в суде.
Читайте также: Хомский - Достоинство и насилие в Палестине
Оказавшись в тисках между планами по исламизации общества и протестами населения, ХАМАС вынуждено идти на уступки. В результате складывается ощущение, что правительство не в состоянии принять решение о том, по какому пути ему следовать в сфере общественных нравов и норм.
Как бы то ни было, с течением времени ему удалось навязать жесткую интерпретацию ислама. Такая исламская строгость постепенно утверждается в сознании людей и меняет поведение женщин.
«В судах полицейские делают замечания женщинам-адвокатам, которые не носят хиджаба, - рассказывает правозащитница Зейнаб аль-Гхонейми. - Поэтому почти всем им приходится закрыть лицо, чтобы избавиться от критики. То же самое касается и университетов. Министр образования отменил закон, но родители были вынуждены сделать так, чтобы их дочери скрывали лицо, если хотели избежать постоянных замечаний. В результате правительству удалось установить собственные общественные нормы с помощью страха».
Как бы то ни было, некоторые женщины не желают признавать ограничение их прав.
«Они действительно покушаются на нашу свободу, однако говорить о ее ограничениях было бы ошибкой, - утверждает Рула. - Женщины могут эффективно сопротивляться, потому что в конечном итоге мало что изменилось. Женщины по-прежнему могут работать, водить машину и курить кальян. Наша свобода касается не только одежды».