Прошедший государственный праздник под официальным названием «День Победы в Великой Отечественной войне» не слишком углубил раскол украинского общества: граждане, кажется, начинают привыкать, что на Западной Украине этот праздник многие воспринимают иначе, чем в центральных и юго-восточных регионах страны.
Но в этом году украинцы отмечали 9 мая в несколько иной морально-психологической атмосфере, чем раньше.
«Садо-мазо» против «дебильности»
Сначала все шло сравнительно прилично. Накануне праздника горсоветы Львова и Ивано-Франковска, в которых доминируют фракции националистической партии «Свобода», приняли решение об объявлении 8-9 мая Днями скорби по погибшим во Второй мировой войне и жертвам тоталитарных режимов. Кроме того, вводился запрет на использование советской, коммунистической и нацистской символики на территориях этих муниципалитетов. Однако региональные прокуроры выступили против. По их искам окружные административные суды приостановили данные решения до рассмотрения по существу, которое пройдет позже в мае. Похожим образом развивалась ситуация и в Тернополе, где большинство в горсовете также принадлежит «свободовцам».
И действия местной власти этих городов относительно символики тоталитарных режимов, и запретительные «противодействия» органов и судов – все это было вполне легитимным. Одни воспользовались правом проводить праздники на территории своей общины так, как считают нужным. Другие – правом обжаловать решения органов власти. На этом все могло и закончиться. Однако, выступая на траурном митинге по жертвам Второй мировой войны, народный депутат от фракции ВО «Свобода» Ирина Фарион привнесла в ситуацию несколько иной привкус.
«Никогда их Победа не будет нашей «Перемогой». Империя, которая называлась СССР, и ее колония УССР не были нашими государствами, следовательно, не было кого защищать и за что воевать. Но была родная земля, была единая армия, Украинская повстанческая, которая это защищала», – заявила законодательница.
Нет нужды отрицать. Каждый имеет право на собственное мнение. И если бы нардеп ограничилась только этим, все могло закончиться относительно сносно. Однако госпожа Фарион пошла гораздо дальше. «Поэтому называть это «победой» – значит быть фальшивым, примитивным и просто садо-мазо», – провозгласила представительница «Свободы». – Ирония судьбы заключается в том, что нацистская Германия наказана, а коммунистический режим в Украине – при абсолютной власти. В парламенте сидит более 30 чудовищ с правом голоса и законодательной инициативы, хотя их место – в тюрьмах. И наше с вами призвание состоит в том, чтобы уничтожить этот обломок тоталитарного режима, который называется коммунизмом. Сейчас это самый стыд Украины, если не принимать во внимание Партию регионов».
В этом выступлении, безусловно, был резон. Но, как нередко случается с Фарион, словесный перебор изменил ее пламенную речь до такой степени, что, наверное, найдется немало несогласных. Тем более, что госпожа Ирина – политик со скандальной репутацией. Ранее националистка прославилась тем, что провела в детском саду «урок грамотности», в ходе которого обхамила детей, которые носят русские имена, и посоветовала им уезжать из Украины. Позже она предлагала лишать людей свободы за незнание украинского языка. К носительнице таких взглядов СМИ проявляют повышенное внимание. Вот и «садо-мазо», «чудовищ» и «тюрьмы» для ни в чем неповинных, с точки зрения действующего законодательства, современных «красных» – все это информагентства моментально разнесли по городам и селам. И сразу же все как-то изменилось. Всего одно сомнительное выступление политика, и вот уже напряженная, но в целом терпимая ситуация вокруг официального государственного праздника выглядит, как оскорбительный конфликт. В воздухе запахло чем-то не очень ароматным. Людям попытались навязать свое мнение помощью не аргументов, а оскорбительных и хлестких выражений. Это по-человечески неприятно и наверняка вызовет отторжение.
Вряд ли согласятся считать себя «садомазохистами» те 82 процента украинцев, которые, согласно проведенному Research & Branding Group соцопросу, назвали День Победы великим праздником. Вряд ли поблагодарят «Свободу» за нанесенное оскорбление те 75 процентов жителей Украины, которые, по данным социологов, намеревались праздновать День Победы.
Ситуация оказалась довольно вульгарной. И уже во вполне маргинальную превратил ее председатель Харьковской ОГА. Отреагировав на слова «свободовки», Михаил Добкин написал в своем микроблоге Twitter буквально следующее: «9 мая - День Победы! А Фарион – фальшивая, примитивная и садо-мазо. Это же надо такой дебильной родиться!!!» (Орфография сохранена – прим. автора).
«Жареная» новость мгновенно облетела страну. Вот так серьезную проблему утопили в словесном кривлянье политиков.
Сталин – это советский Гитлер
Некоторые украинские СМИ в эти дни откровенно огорчили. Например, один информресурс проиллюстрировал сообщение о запрете советской символики в Тернополе изображением Сталина на фоне вечного огня и группы ветеранов. Кровавый тиран преподнесен читателям – не без фотошопа, а значит, и усилий журналистов – неким благодушным «отцом народов» с мягким и добрым лицом. Почти что «дедушка Сталин» – хоть на стену в детской комнате вешай...
Извините за ликбез, но неправильно подобранное изображение может «отвести» читателя совсем в другую сторону. Информационное сообщение люди могут не дочитать либо не понять его сути. А вот даже мимолетно схваченный «симпатичный» образ Сталина неминуемо попадет к ним в подсознание. И что он там будет цементировать?
Об этой мелочи не стоило бы и говорить, если бы не беспокоила ситуация с отображением украинскими СМИ роли Сталина во Второй мировой войне. Его роли не в строительстве социализма вообще, не в организации Голодомора или массовых «кадровых чистках», а именно в начале одного из самых жертвенных и разрушительных в истории человечества побоищ.
Про тирана накануне массовых мероприятий, приуроченных к 8-9 мая, и в ходе них украинские СМИ писали очень мало и как-то вскользь, между строк: мол, в Киеве, Донецке и других городах прошли праздничные колонны, некоторые их участники несли портреты Сталина и Ленина. И тяжело понять, хорошо это или плохо – идти в колонне собравшихся почтить память погибших на полях сражений, с красочными портретами названных лиц. Если плохо, то почему?
Вот недавно освобожденый из заключения экс-глава МВД Юрий Луценко накануне праздника в интервью «Польскому радио» сказал: «Фундамент новой Украины никудышный. Сталин сидит в каждом из нас».
А чем это объясняется? В чем причина того, что многие люди не могут «отцепиться» душой от жестокого деспота, каким был Иосиф Джугашвили (Сталин)? Почему, отдавая дань памяти жертвам Второй мировой войны и тоталитарных режимов, мы не имеем морального права выказывать даже малую толику уважения в адрес этого изверга?
Конечно, публикаций о чудовищных преступлениях сталинизма в украинских СМИ немало. Из них, однако, трудно понять истинную роль Сталина во Второй мировой войне. У людей непосвященных, особенно тех, кто изучал историю по советским учебникам и их «Табачниковским» аналогам, просто не могло не сложиться впечатление, что Сталин совершил ряд жестокостей, но еще гораздо больше сделал хорошего. Что кровавую войну развязал не он, а Адольф Гитлер. Что якобы советский народ победил в ней благодаря мудрости и твердости верного ленинца товарища Сталина. Поэтому Гитлер – это плохо, Сталин – хорошо.
Настоящей правды об истоках Второй мировой войны большинство людей, живущих на постсоветском пространстве, пока не осознала, если судить по сообщениям информагентств. Возможно, в силу однобокости информации, которая гуляет в тех же СМИ. К тому же в России, например, тамошний режим негласно проводит курс на моральную реабилитацию сталинизма – для любителей автократа Путина это важно с точки зрения оправдания в глазах населения своих собственных преступлений. А одиозный белорусский президент Лукашенко вообще умудрился поставить палача народов Сталина в один ряд с Теодором Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем. Соответствующее заявление глава Белоруссии сделал, выступая перед ветеранами после шествия в честь Дня Победы.
Недалеко ушли от похожего бреда и унизительные обвинения в «садо-мазо» тех украинцев, которые, наверное, просто не знают или не понимают истинного положения вещей.
Специалисты, конечно, обладают правдой о войне с нацистскими захватчиками. Прежде всего, она заключается в том, что национал-социализм в Германии возник как реакция на коммунизм в ленинско-сталинском государстве. Гитлер пришел к власти при попустительстве Сталина – это абсолютно точно доказанный историками факт. Оба тирана тесно сотрудничали, готовясь к войне за мировое господство. Действительно, сперва – порознь, но потом они фактически пошли «на дело» вместе. Довести задуманное до конца тираны не смогли только потому, что один напал на другого... К сожалению, до широкой общественности такие факты доносят крайне редко, а сейчас при подготовке к 9 мая о них вообще почти не сообщалось. СМИ в основном пережевывали слухи о возможных «провокациях» во Львове – так им было проще и легче.
Приятным исключением стала статья известной киевской оппозиционной журналистки Виктории Андреевой под очень символичным названием «Победа и беда: вчера, сегодня, завтра». В материале четко обозначена роль Сталина как фактического сообщника Гитлера.
«Кто сегодня может отрицать секретный протокол пакта Молотова-Риббентропа? Поставки вооружения для Третьего рейха из сталинского СССР и обучение гитлеровских летчиков в Саратовских училищах? И не «22-го июня, ровно в четыре часа», а гораздо раньше, в сентябре 39-го, войска союзников без кавычек, при попустительстве, Бог ему судья, нетоталитарного мира, синхронно бросились, растерзав для начала Польшу. Кто скажет, что нет фото-и киносъемок общего победного парада гитлеровских и сталинских войск в Бресте? « – риторически вопрошает автор.
Нравится кому-то или нет, но противопоставлять в событиях Второй мировой Сталина и Гитлера – никак не получается, не позволяют факты, которые переписать или вычеркнуть невозможно. Делая этот вывод, Андреева вспоминает «привезенный» с родины ее отца в Запорожье стишок: «Жили-были два бандита: Гитлер-Сталин, ядовиты...»
Это язвительное двустишие гуляло в народной среде в военные 40-е. Люди уже тогда интуитивно чувствовали, что имеют дело с двумя «усатыми сволочами» (выражение Андреевой). И совершенно правильно заметила политик Фарион, что сталинизм непременно должен быть подвергнут Нюрнбергскому процессу-2. Но какая должна быть аргументация, чтобы не только политики, но и «простые» украинцы поняли, что Сталин – это тот же самый Гитлер, только советского образца?
Уважать жертв тирана
Абстрактные лозунги и призывы, оскорбления и «запугивания» тюрьмой вряд ли помогут в деле выкорчевывания сталинизма из душ украинцев. Но, оказывается, существует совсем другой уровень аргументации, который способна воспринимать даже власть. Удивительно, но пример такого подхода к решению проблемы использования символов тоталитаризма во время массовых акций в День Победы (или Скорби) я нашел не в Украине, а в России. Точнее – в городе с поэтическим названием Вологда. В этом году 9 мая там, как минимум, под частичный запрет попала связанная с победой советская символика. Как такое могло произойти? Ведь Россия – не Украина. Путинская «вертикаль» не терпит «белых пятен». Кремль играючи мог поставить на место вологодчан, но он стерпел. В чем дело? Оказывается, это было связано с общественной акцией «Бессмертный полк», которая нынче проводилась во многих городах страны. Суть акции заключалась в следующем: каждый, кто помнит и чтит героя войны из своей семьи, мог выйти на марш с его фотографией, тем самым сохраняя память про погибшего человека.
По сообщениям российской прессы, комиссар «Бессмертного полка» в Вологде Елена Смиренникова одобрила решение, согласно которому 9 мая во время прохождения колонны запрещалось использовать любую советскую атрибутику, в частности красные флаги и маленькие копии Знамени Победы, а также портреты генералов и маршалов Красной Армии. Людей с красными флагами и флажками в колонну решили не допускать (были ли после этого эксцессы – не сообщается).
Люди, близкие к Компартии РФ, попытались возмутиться и организовать альтернативное шествие с красными флагами, Сталиным и Жуковым, но местные власти им это запретили. Почему они встали на сторону «Бессмертного»? Приказов сверху не было, иначе бы аналогичная картина была не только в Вологде.
«Имейте хотя бы минимальное уважение к людям, которые не только прошли войну, но и сталинские лагеря», – заявила одна из активисток акции. Фактически впервые на постсоветском пространстве, не считая прибалтийских стран, вопрос поставлен так, что воины сталинской армии и жертвы тирана имеют одинаковые права. Спорить с такой постановкой вопроса могут только незрелые и глупые люди. И вологодская власть не стала спорить, а московская – рассудительно дистанцировалась.
А теперь представьте, что могло бы произойти, если бы организаторы акции в Вологде говорили на «садомазохистском» языке. Сомневаюсь, что путинская «вертикаль» стала бы терпеть...
Вологодский пример дает несколько ориентиров. Во-первых, при решении таких вопросов, как использование какой-то конфликтной исторической символики, лучше опираться на широкую общественную инициативу. Во-вторых, при выработке условий массовых акций нужно приводить такие аргументы, чтобы ни на одном уровне власти их невозможно было бы выбить. И желательно, чтобы эти аргументы были крепко подперты законодательными нормами. А самое главное – нужно создавать в обществе такую морально-психологическую атмосферу, чтобы никому и в голову не пришло славить кровавого тирана только на том слабом основании, что он якобы сделал что-то хорошее.
Не Сталин поднимал экономику страны, строил Днепрогэс... Не Сталин добился высоких достижений в науке и технике... Не Сталин победил в кровавой войне против фашистов. Все это сделали народы бывшего СССР. Не под руководством Сталина, а исключительно – вопреки ему. Если бы не было этого изверга, народ добился бы еще большего, причем без страшных человеческих жертв.
Выкорчевать сталинизм из душ людей – дело непростое, нужны колоссальные и постоянные усилия общества и власти. Используя словесные штампы и навешивая ярлыки на людей этого не сделаешь.
Перевод: Антон Ефремов.