Российские военные задержали в сепаратистском Приднестровье двух офицеров разведки Польши и Великобритании, обвинив их в шпионаже. Об этом со ссылкой на советника министра обороны России генерала Валерия Евневича, сообщило агентство ИТАР-ТАСС. Со стороны польского МИД последовало опровержение. Как следует понимать всю эту ситуацию?
Молдавия (а, следовательно, и де-юре Приднестровье) служит испытательным полигоном программы «Восточное Партнерство»: это небольшое государство под руководством прозападной коалиции систематически углубляло интеграцию с Европейским Союзом и имело все шансы на подписание договора об ассоциации. В случае такого развития событий запущенный Польшей проект доказал бы, что он может служить эффективным геополитическим орудием для ограничения сферы привилегированных российских интересов. Кремлю пришлось предпринять решительные действия, одним из эффектов которых стал усугубившийся в Молдавии правительственный кризис, омрачающий грядущий саммит «Восточного Партнерства» в Вильнюсе. Сообщения о поимке польского шпиона отлично вписываются в этот сценарий.
Этот тезис подкрепляет фон всего инцидента — существование в Приднестровье складов российских боеприпасов. Россия является главным гарантом существования сепаратистской республики, которой беспрестанно угрожает призрак «румынской аннексии» (местные власти муссируют тему гипотетического объединения Молдавии и Румынии — стран с общей историей и практически единым языком). Одновременно позиция Кремля, которую тот неоднократно формулирован на международной арене, гласит, что «оперативная группировка российских войск в Приднестровье останется на его территории так долго, как долго там будут оставаться склады вооружений, которые она охраняет». В данном контексте сообщения об интересе западных спецслужб к одному из складов призваны вызвать обеспокоенность и реакцию приднестровских властей, а в итоге — обострить конфликт с Молдавией. Благодаря этому накануне вильнюсского саммита «Восточного Партнерства» Москва сможет реализовать «грузинский вариант», то есть продемонстрировать Брюсселю, что тот хочет завязать тесные отношения с государством, которое не контролирует собственных границ и не может предотвратить размораживание внутреннего конфликта.
Польский шпион идеально вписывается в рассказы об империалистической Румынии еще по одной причине: в своих молдавских инициативах Польша не ограничивается продвижением «Восточного Партнерства», но и ведет на этом поле тесное сотрудничество с Бухарестом, доказательством чему служат все боле регулярные двусторонние встречи и постоянный формат польско-румынско-турецких контактов, в рамках которых обсуждаются вопросы безопасности в Восточной Европе.