Комментируя на портале Wpolityce.pl приказ Владимира Путина, который поручил ФСБ подписать соглашение о сотрудничестве с польской Службой военной контрразведки, Петр Наимский (Piotr Naimski) совершенно справедливо заметил, что слова российского президента имеют политический подтекст.
Действительно, представляется, что Путин в очередной раз подал полякам и всему миру сигнал, напомнив и заявив: Польша - моя. Он сказал этим мировой общественности, что в Польше можно заниматься бизнесом, что под прикрытием демократии можно обделывать любые дела, но одно должно быть ясным: Польша — это часть российской сети, над которой, словно советский диктатор, властвует Владимир Путин.
Польское государство оказалось втянуто в эту сеть из-за конъюнктурной позиции собственных правящих элит. Мы можем наблюдать опасное сближение с Москвой по меньшей мере с 2009 года. Начиналось все с верноподданнических предложений войти на польскую территорию и попытками заинтересовать нас перспективой усиления доминирования со стороны Москвы. В настоящий момент наша страна настолько плотно опутана московскими щупальцами, что утратила возможность совершать самостоятельные действия без указки и согласия Кремля, который осознает это (особенно после 10.04.2010) и охотно пользуется Польшей в качестве орудия для реализации своих интересов в Европе.
Заявление Путина о сотрудничестве Службы военной контрразведки и ФСБ вызывает беспокойство. Ситуация гораздо опаснее, чем может показаться на первый взгляд, потому что слова российского диктатора вписываются в ряд событий и решений, демонстрирующих рост влияния России в Польше, в том числе в наиболее чувствительной сфере — в военной и оборонной политике. Даже в этой области Варшава позволила россиянам усилить свою позицию. Правительство Дональда Туска (Donald Tusk) дает свое согласие на подобные действия, хотя очевидно, что российская сторона использует все возможности для переориентации Польши руками спецслужб в нужном себе направлении. Спецслужбы, реализующие директивы Кремля, стоят практически за каждой московской инициативой. Согласие на сотрудничество между ФСБ и польской Службой военной контрразведки предоставят основу для активизации российской деятельности в нашей стране — деятельности, нацеленной на ослабление Польши.
Эта инициатива вызывает беспокойство еще и потому, что мы являемся членом НАТО, а не ОДКБ и, следовательно, все наши стратегические соглашения должны соответствовать требованиям Альянса или проходить консультации с его членами. Сомнительно, чтобы в данном случае подобное согласование имело место. В Польше о договоре с ФСБ никто ничего толком не знает. Располагает ли НАТО более подробной информацией? Маловероятно.
Таким образом мы имеем заявление президента иностранного враждебного Польше и НАТО государства, который говорит о том, что польские спецслужбы вступят в долгосрочное партнерство с ФСБ (наследницей КГБ) — главным форпостом преступной политики Путина, на руках сотрудников которой кровь многих невинных жертв.
Хотя военное сотрудничество на линии Россия — страны НАТО (Германия, Франция, Италия) стало в последнее время свершившимся фактом, слова Путина не могут не удивлять западные страны. Ведь до сих пор никто с таким рвением не приглашал спецслужбы иностранного государства в сектор национальной безопасности и не предлагал им познакомиться с самой секретной информацией НАТО. Так что сложившуюся ситуацию можно назвать исключительной.
Если польское правительство и дальше продолжит вести в отношении России коллаборационистскую политику, кому-нибудь непременно придет в голову вопрос: на чьей вы стороне?
Избранная премьером Туском политика может привести к тому, что Польша будет восприниматься в рамках НАТО как пятая российская колонна, а не как лояльный член организации, на которого можно положиться.
Польша не смогла обеспечить охрану и безопасность летевшего в Смоленск президента, она не была в состоянии (и даже не пыталась) забрать из Смоленска натовские цифровые носители, а теперь принимает решение о подключении России к информационной системе польских спецслужб, ставя под угрозу сохранность тайн НАТО, и подписывает военные соглашения с Москвой: все это повышает уровень риска внутри Альянса. В этом контексте ответ на вопрос, на чьей стороне — НАТО или России — играет Польша, может оказаться очень неприятным.
Заключая в настоящий момент соглашения любого рода с Россией, польское правительство совершает крайне безответственный поступок. В ситуации растущих сомнений в реальности гарантий безопасности внутри НАТО и усилившейся вероятности (о чем, в частности, говорится во властных кругах) разворачивания войны в Европе польское руководство из соображений собственной выгоды предпринимает шаги, которые подрывают авторитет Польши в качестве члена Альянса. В случае возникновения реальных угроз такая политика может иметь трагические последствия.
Все эти действия могут быть как эффектом целенаправленной циничной игры на ослабление Польши, так и проистекать из недостаточной информированности, непрофессионализма и неспособности к глубокому анализу. В любом случае за это полагается Государственный трибунал. Следует сказать прямо: действия польских элит ведут к риску уничтожения польской государственности.
Станислав Жарын — руководитель стратегического раздела «Думая о Польше» журнала Na Poważnie, сотрудник порталов Stefczyk.info, Wpolityce.pl, изданий Tygodnik Solidarność, Tygodnik Idziemy, Opcją na Prawo.