Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Покорил ли немецкий футбол Европу? Не совсем

© REUTERS / Ina Fassbender/FilesФанат футбольного клуба «Боруссия Дортмунд»
Фанат футбольного клуба «Боруссия Дортмунд»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В эти выходные на лондонском стадионе «Уэмбли» состоится матч финала Лиги чемпионов. Хотя по сути дела, победитель уже объявлен: это Германия. Забудьте о коротких перепасовках и гипнотизирующей игре по владению мячом - визитной карточке испанского футбола. Немцы создали новую формулу успеха.

В эти выходные на лондонском стадионе «Уэмбли» состоится матч финала Лиги чемпионов. Это самый важный футбольный матч года, и что еще важнее — самое популярное спортивное мероприятие в мире по числу зрителей. Хотя по сути дела, победитель уже объявлен: это Германия.

Для непосвященных американцев поясню: Лига чемпионов представляет собой турнир по круговой системе, в котором участвуют 32 самых сильных европейских футбольных клуба. Ее очень грубо можно сравнить с проводимым в марте баскетбольным турниром Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) - «Мартовским безумием». Главное отличие заключается в том, что он длится 10 мучительных месяцев (все-таки это футбол). Матчи проводятся параллельно с участием команд в играх своих домашних чемпионатов. В результате остаются лишь два финалиста. В этом году ими стали команды «Бавария» (Мюнхен) и «Боруссия» (Дортмунд).

Обе команды из Германии. Они дошли до финала, сокрушив по пути два испанских клуба - «Реал» (Мадрид) и «Барселону». Это привело к активным разговорам о закате одной эпохи (испанской) и начале другой (немецкой). Забудьте о коротких перепасовках и гипнотизирующей игре по владению мячом - визитной карточке испанского футбола. Немцы создали новую формулу успеха.

Эта история может показаться весьма увлекательной, особенно тем из нас, кто вырос на американском спорте, где его короли постоянно то поднимаются на пьедестал, но низвергаются оттуда. В мировом футболе такого принципа не существует, в этом и заключается его популярность.

Изобретательные немцы


Несомненно, немецкий футбол заставляет к себе присмотреться. Как и сама Германия, когда-то их футбол славился организованностью и дисциплиной. Теперь это не так. Сейчас немцы играют в футбол со свободными перемещениями, с изобретательностью и гениальностью - эдакая более скоростная, более атлетичная и более напористая версия размеренного и методичного испанского стиля. Смотреть такой футбол - одно удовольствие.

Стоит сказать и о самих командах. «Баварию» можно считать крупным и богатым клубом, однако «Боруссия» относится к командам в духе фильма «Человек, который изменил все». Еще десять лет назад клуб едва не объявили банкротом, после чего он был перестроен благодаря экономически выгодному сочетанию молодых немецких талантов и недооцененных иностранных игроков. Фонд заработной платы этого клуба - в разы ниже, чем, например, у мадридского «Реала». Даже история клуба удивляет: в ходе Второй мировой войны некоторые представители клуба использовали его офисные помещения для печатания антинацистских листовок (за что с ними расправлялись).

Для разочарованных фанатов, особенно болельщиков клубов английской Премьер-лиги, стоит отметить, что немецкая Бундеслига вызывает множество положительных эмоций, если разобраться в ее сложном регламенте. Членам Бундеслиги принадлежит основная контролирующая доля в своих клубах, там нет ни американских предпринимателей, ни арабских нефтяных шейхов, которые обладают чрезмерными рычагами влияния на команды и, фактически, превращают их в свои личные банкоматы. Для получения лицензии, дающей право на выступления, команда каждый сезон должна информировать об отсутствии каких-либо проблем в своем финансовом положении. Немецкая Бундеслига представляет собой редкий для европейских футбольных лиг пример «финансовой открытости» (это еще один пример того, как немецкий футбол отражает положение в самой Германии. В то же время испанская лига, как и сама Испания, находится в бедственном финансовом положении). Практически у всех топовых клубов имеются молодежные академии. В Германии это является обязательным требованием, благодаря чему все заинтересованы не в усилении своих клубов, а в обеспечении стабильного поступления молодых талантов в национальную сборную.

Наконец, внимания заслуживает ситуация и с отстающими, хотя в Германии слышать такое слово весьма странно. Испания, в частности, «Барселона» держала футбольный мир в страхе в течение нескольких лет. Вполне объяснимо, что всем захотелось видеть падение этого лидера, особенно когда это поражение выступило бы в качестве доказательства более грамотного управления и более широкой поддержки болельщиков.

Однако давайте не будем делать никаких выводов из предстоящего финала. Невозможно сыграть как во внутреннем первенстве, так и в общеевропейском соревновании столько игр и удерживать пальму первенства. Кроме того, было бы несправедливо говорить об остальных участниках европейских первенств из Германии, основываясь на итогах одного сезона. Английские клубы доходили до стадии плей-офф во всех восьми розыгрышах Лиги чемпионов, за исключением того, что был в прошлом сезоне. А в 2008 году вообще был чисто английский финал. Такими достижениями немецкая лига похвастаться не может.

Талантливые поляки

Сможет ли Германия повторить недавний успех Испании, завоевавшей Кубок мира и два раза подряд Кубок Европы? В немецкой национальной сборной есть множество талантливых полузащитников, однако гораздо меньше нападающих: большинство нападающих «Боруссии» и «Баварии» являются иностранцами (в частности, поляк, француз, голландец и хорват).

В целом представляется более полезным рассматривать эволюцию футбола в привязке к поколениям, нежели к географии. Германия не является единственной страной, имеющей стабильное поступление молодых звезд, которые выйдут на свой пик через несколько лет. Другой такой страной стала Бельгия.

Сама Бундеслига далеко не идеальна. Она испытывает такую же проблему несбалансированности участников, как и другие европейские чемпионаты: «Бавария» и в меньшей степени «Боруссия» являются безоговорочными лидерами.

Хотя Бундеслига может похвастаться щедрыми внутренними контрактами на право телевещания, а также самой большой посещаемостью в Европе, которая во многом объясняется низкими ценами на билеты и наличием огромных стадионов, построенных к чемпионату мира 2006 года, на международном уровне все выглядит не так хорошо. Мировой футбольный рынок перенасыщен, а кроме «Баварии» ни одна из немецких команд не имеет широкой популярности за пределами своей страны. Им на пользу не идет и тот факт, что большинство из них базируются в относительно небольших и непривлекательных городах. Готовы ли во всем мире полюбить команду из городка Леверкузен?

Таким образом, Бундеслиге удалось удержать многих из ведущих игроков национальной сборной, однако для них всегда будет существовать соблазн заработать больше денег, играя за один из легендарных футбольных клубов, например, в Англии или Испании. Именно этот момент делает мировой футбол таким интересным: соперничающие друг с другом лиги борются за игроков с разных концов света, а соперничающие друг с другом сборные постоянно пытаются придумать что-то новое, чтобы воспитать новые таланты и внести в игру революционные изменения. Такое крайне редко встречается в американских чемпионатах по различным видам спорта, у которых никогда не было стимулов для развития.

Однако все это не означает, что Бундеслига не будет развиваться дальше и что немецкая система перестанет воспитывать талантливых игроков высочайшего уровня. Однако оба финалиста Лиги чемпионов едва ли представляют национальную династию. В состоятельных лигах имеются возможности для передовых инноваций. В агрессивном и конкурентном мировом футболе нет общей формулы стабильного успеха.

Джонатан Малер является редактором спортивной рубрики Bloomberg View. Он также является автором бестселлеров «Дамы и господа, Бронкс горит» и «Смерть приходит в долину счастья». Все озвученные в статье мнения отражают  личную позицию автора.