Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Секретный план США по поддержке восстания против Сталина натолкнулся на сопротивление Британии

© РИА Новостидокументы
документы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно обнародованным сегодня рассекреченным документам Министерства иностранных дел, Денис Хили (Denis Healey), бывший лейбористский политик, принял участие в дискуссиях на высоком уровне по поводу предотвращения возможного восстания против коммунистических режимов, спонсированного США.

Согласно обнародованным сегодня рассекреченным документам Министерства иностранных дел, Денис Хили (Denis Healey), бывший лейбористский политик, принял участие в дискуссиях на высоком уровне по поводу предотвращения возможного восстания против коммунистических режимов, спонсированного Соединенными Штатами.

Опубликованные документы свидетельствуют о глубоких противоречиях между Соединенными Штатами и Британией по вопросу о том, каким образом, действуя агрессивно, можно было бы ослабить контроль Сталина над Восточной Европой. Послевоенное лейбористское правительство открыто опасалось того, что Соединенные Штаты могут вести подготовку восстания против коммунистических лидеров.

Гектор Макнил (Hector McNeil), государственный министр в Форин-офисе, следуя совету молодого г-на Хили, решил, что лучший способ сдержать администрацию США  - это убедить американцев в необходимости действовать вместе с Британией для проведения операций, направленных на саботаж и разрушение промышленности в Восточной Европе, а не финансирование или снабжение оружием эмигрантских группировок.

«Денис Хили высказал мнение о том, что мы не будем подвергать опасности антикоммунистов за железным занавесом, внушая им мысль о том, что сможем им помочь», - заявил г-н Макнил, сославшись на своего советника. В 1948 году, в момент появления этого меморандума, г-н Хили был секретарем по международным делам Лейбористской партии и располагал целой сетью контактов в Центральной Европе. «Если (американцы) примут решение в пользу активной подрывной деятельности по ту сторону железного занавеса, то мы могли бы помочь им и поддержать их в проведении антикоммунистической пропаганды для защиты ценных разведывательных данных. Но американцы, скорее всего, на этом не остановятся и все испортят», - подчеркивается в служебной записке Макнила.

Вчера 95-летний лорд Хили, проживающий в графстве Сассекс, в телефонном разговоре заявил, что рассекреченные документы соответствуют его воспоминаниям о том времени. «Они действительно были озабочены тем, что американцы могут попытаться захватить Восточную Европу. – сказал он. – Мы не хотели вновь начинать войну. Они, вероятно, обсуждали такой вариант, но, слава Богу, этого не произошло».

Однако файлы, опубликованные Национальным архивом, свидетельствуют о том, что «щупальца» тянулись в сторону различных американских официальных лиц для того, чтобы определить серьезность планов по организации вооруженного восстания. Одного дипломата в Вашингтоне, Джона Балфура (John Balfour), попросили поговорить на эту тему c Джорджем Кеннаном – архитектором американской политики «сдерживания», направленной против Советского Союза.

Г-н Кеннан сказал британским дипломатам: «Некоторые американские правительственные учреждения заигрывают с идеей проведения подрывных операций за железным занавесом». Кеннан признался, что от этих планов у него «волосы встали дыбом». Форин-офис серьезно отнесся к его словам.

Вероятно, часть этой информации – а также обмен мнениями между разведывательными службами – была передана Москве. Личным секретарем г-на Макнила был советский шпион Гай Берджесс (Guy Burgess), который позднее признался в том, что он передал копии министерских документом своим кураторам.

До сих пор остается неясно, вызвали ли подобные намерения Америки беспокойство в Кремле – там также получали донесения от шпиона Дональда Маклэйна (Donald Maclean), работавшего в британском посольстве в Вашингтоне.

В июне 1948 года планы Форин-офиса относительно тайной войны были далеки от организации восстания. Целью британской стратегии, по словам г-на Макнила, был «рост напряженности и взаимного подозрения в странах, находившихся под контролем Советского Союза». Это «заставит их, скорее, думать об укреплении ситуации у себя дома, а не стремиться к экспансии в другие страны», написал он. Советские спецслужбы выловили одного за другим всех предполагаемых «вредителей», получавших, судя по всему, деньги от британцев, и провели показательные процессы с их участием.