В 1971 году "пинг-понговая дипломатия" (визит американской команды по настольному теннису в Китай) способствовала разрядке отношений между Пекином и Вашингтоном и проложила дорогу визиту Никсона в Китай, после чего были восстановлены отношения между двумя супердержавами.
Читайте также: Фотомонтаж пятилетки
Примерно то же самое произошло в отношениях между Италией и СССР. Две страны попытались избавиться от взаимной изоляцим с помощью кинофестиваля в Венеции, который работает с 1932 года. Об этом рассказывает строго документальное исследование Стефано Пизу "Сталин в Венеции. СССР на кинематографическом фестивале. Между культурной дипломатией и идеологическим столкновением", 1932-53 (Rubbettino). С другой стороны, фашистская Италия и коммунистическая Россия не так уж сильно отличались друг от друга, как кажется сегодня. Решивший уничтожить «красную» угрозу на родине Муссолини никогда не скрывал своих симпатий к СССР, ведь Россия, как Италия и Германия, была унижена Версальским договором 1919 года, продиктованным Францией, Великобританией и США. Молодая пролетарская нация, чтобы выжить, должна была, как и Италия, неизбежно вести борьбу против капиталистических держав в вечной "кровавой войне с золотым тельцом". Кроме того, Россия была богата природными ресурсами, необходимыми для развития экономики нашей страны. Официально фашистская Италия признала Россию в 1924 году, раньше других западноевропейских правительств, а в 1933 году заключила с ней "Договор о дружбе, ненападении и нейтралитете".
Этот договор подкреплялся культурным обменом в области киноискусства, что имело политическое значение. Советская кинопродукция предлагала фашистской пропаганде модель дидактических назидательных фильмов для распространения коммунистической доктрины в народных массах. Политическая роль этого культурного обмена ясно видна из слов Лучано Де Фео, директора Института Luce и создателя кинематографической оси Рим-Москва. В 1932 году он заявил: "Фашизм сближается с коммунизмом другими путями, и итальянцы умеют распознать любую международную клевету на СССР, так как такая же клевета обрушивается на фашистскую Италию".
Также по теме: Кагебешные "Оскары"
Критика с восторгом встретила советские фильмы, представленные на кинофестивале в Венеции. Эудженио Джованетти писал в Gazzetta del Popolo di Torinо в августе 1934 года: "Русский режиссер более других способен перевести идеологию в кинематографический рассказ, сохранив в нем атмосферу величия и героизма, которая царит на заводах, полях и стадионах, среди солдат, рабочих, крестьян и атлетов". Этот медовый месяц резко прервался в 1935 году, когда советские фильмы не были представлены на Венецианском кинофестивале, так как началась гражданская война в Испании, Италия присоединилась к Антикоминтерновскому пакту, а затем разразилась Вторая мировая война.
Кремль вернулся на фестиваль в Венецию в 1946 году с полнометражным фильмом "Клятва" Михаила Чиаурели, являющимся открытой апологией Сталину. Но речь шла только о кратком возвращении. Резкий антизападный характер советских фильмов привел к тому, что они были исключены из программы просмотра, так как новый устав фестиваля запрещал показ фильмов, оскорбляющих другие страны. Советские фильмы вновь стали показывать на фестивале в Венеции только в 1953 году, после смерти советского диктатора, когда началась "оттепель".