«Тайна Ставицкого» – то есть стоимость украинской газотранспортной системы, которую недавно вычислила компания «Бейкер Тилли» – оставалась неразгаданной менее суток. Топливный министр, напомним, позавчера публично заявил: фирма, которая по заказу правительства определяла рыночную цену нашей ГТС, работу завершила, но назвать цифру чиновник пока не может. А сделает это сразу после завершения реформирования НАК «Нафтогаз Украины». Впрочем, уже вчера утром в прессу просочилась информация – наша стратегическая «труба» стоит от 26 до 29 млрд. долларов.
29 миллиардов – и она ваша!
Цифра, которую получили в «Бейкер Тилли», впрочем, не так уж и нова. Интересно, но нашу ГТС оценивали уже трижды. Впервые – в 2007 году – получили примерно такую же цифру, как и сейчас, – 24,8 млрд. долларов. Второй «замер» делали через два года. И обнаружили, что за это время «труба» почему-то существенно подешевела! Стала стоить всего лишь 9,9 млрд. долларов. Нынешняя цена, как мы видим, оказалась максимальной.
Чем вызвано такое расхождение в оценках и почему официальные структуры – ни «Нафтогаз», ни «Газпром», ни даже профильное министерство – не комментируют результаты оценки, сказать трудно. Во-первых, существуют различные методики определения цены. Соответственно и аудитор предложил заказчику несколько схем определения стоимости ГТС. Также важно, какие объекты включать в общую смету, а какие – нет. «Если исключить из общей суммы подземные газохранилища, то цена будет уже не выше, чем 20 млрд. долларов», – говорит директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Нежелание же украинских чиновников называть цену до получения отмашки из Москвы, также понятно: российские партнеры могут заставить Киев использовать другую методику подсчета цены. Которая, надо полагать, должна быть на порядок меньше. Именно в этом поле – как считать и какой результат должен выйти в конце – и будет продолжаться в ближайшее время борьба на двусторонних украино-российских переговорах.
Где двое «газуют», третий лишний?
Другой вопрос – что делать с нашей ГТС дальше – надо думать, уже окончательно согласован. Последние точки над «и» были расставлены в Сочи украинским и российским президентами. Как известно, до сих пор существовали два варианта создания газотранспортного консорциума, который бы мог взять на себя управление «трубой»: двусторонний, между Украиной и Россией, и трехсторонний – с участием еще и представителя Евросоюза.
Россия активно и последовательно отстаивала именно первый вариант, поскольку всегда выступала против так называемого третьего энергопакета ЕС, который подписала, в том числе, и наша страна. Похоже, что после встречи в резиденции «Бочаров ручей» официальная Москва все-таки добилась своего. «Считаю, что Виктор Янукович получил в России серьезный ультиматум, – говорит политолог Андрей Окара. – И вероятность того, что Киев пойдет на подписание соглашения о двустороннем консорциуме, существенно повысилась. О трехстороннем проекте сейчас речь вообще не идет: «Газпром» на него не согласится ни при каких обстоятельствах».
Политически такой шаг будет означать очень большой риск для Виктора Януковича. «Если Янукович подписывает соглашение, что означает сдачу ГТС – ведь «труба» переходит в собственность «Газпрома» – то появляется искра, которая может стать поводом для чего-либо непредсказуемого. Конституционного переворота или революции. Поэтому Янукович и дальше будет пытается отбиться от претензий «Газпрома», но, вероятно, ему что-то предлагают».
Эксперты даже определили цену, по которой Москва готовится купить украинского президента. «В политическом и экономическом смысле двусторонний консорциум будет контролировать «Газпром», – считает Окара. – А со стороны Украины его будут контролировать приближенные к властной верхушке.
«По информации источников, за закрытыми дверями два президента договорились, что ГТС будет разделена через консорциум в пропорции 50х50, – подтверждает эту тему оппозиционный политик Сергей Соболев. – А внутренние сети передадут новому миллиардеру Курченко».
В этом контексте эксперты и политики уже совсем забыли о требовании Конституции Украины, которой подобные инициативы категорически противоречат. «Согласно нашему законодательству, приватизация или передача в аренду ГТС Украины запрещена. За это в свое время проголосовали 400 депутатов», – говорит Соболев.
Под контролем Кремля
То, что аналитики не преувеличивают, подтверждают заявления украинских официальных лиц. Первым тезис, что наше государство может уступить контроль над своей газотранспортной системой, озвучил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. «Трудно говорить за все правительство, но я считаю, что можно продать более половины газотранспортной системы, если это будет выгодно. В Евросоюзе есть страны, где государству принадлежит менее половины акций их ГТС, и это не создает никаких проблем», – сказал чиновник, отметив, что права миноритарного акционера должны быть защищены законом.
Секретарь экспертного совета по вопросам рынка природного газа Леонид Униговский считает, что такая схема, теоретически, может быть реализована. «Все зависит от условий, на которых будет реализовываться идея, – сказал эксперт. – Есть актив, он может быть прибыльным при определенных обстоятельствах: скажем, если он будет загружен объемами газа. Но, продавая объект, надо думать над условиями продажи». По мнению Униговского, в конечном итоге объект должен работать под юрисдикцией украинского регулятора.
Бывший уполномоченный президента Украины Виктора Ющенко по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский оценивает ситуацию категорично. «Больше всего настораживают заявления, что Украинское государство, мол, выигрывает от того, что больше половины своего газопровода отдаст Кремлю, – возразил он на заявление Эдуарда Ставицкого. – Уникальность нашей ГТС в том, что она технически объединяет две функции: поставки газа внутренним потребителям и транзит российского газа с востока на юг. Никто не планирует эти функции разделять. Россиянам, как известно, несколько лет назад предлагали построить независимый транзитный газопровод через территорию Украины, который был бы существенно дешевле, чем «Северный» или «Южный» потоки. Но россияне решили по-своему – в пользу более дорогих проектов».
По словам Соколовского, отдавая украинскую ГТС под контроль другого государства, власть фактически отдает под иностранный контроль всю экономику государства. «Под российский контроль отдают также всех граждан Украины, которые пользуются природным газом, – говорит Соколовский. – То есть под контроль отдают практически всю страну. Как следствие, государство Украина вскоре может исчезнуть как независимый субъект международного права».
Альтернативы есть, но...
По большому счету, нынешнее руководство Украины не является настолько загнанным в угол, чтобы так «сливать» нашу газотранспортную систему гораздо более сильному конкуренту. Проблема, конечно, есть. «Сегодня Украине стоит готовиться к так называемому «нулевому варианту», когда транзит газа с Востока на Запад может остановиться полностью, – говорит Дмитрий Марунич. – Общая пропускная способность газопроводов России после постройки «Южного потока» и расширения «Северного» действительно может существенно уменьшить транзитное значение нашего государства».
Подобную динамику сейчас мы видим. Так, по данным «Укртрансгаза», с начала года через территорию Украины в Западную Европу транспортировано на 19% меньше газа по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
По словам аналитика, эффективно решить проблему могло бы создание трехстороннего консорциума. То самое, о котором так долго говорили украинские чиновники и проект которого сейчас практически похоронен. «Идеальным вариантом было бы привлечение к совместному проекту как российской компании, так и европейского игрока, например, компании из ФРГ. Однако удачный момент для достижения взаимопонимания в треугольнике «производитель-транзитер-потребитель газа» уже потерян».
По мнению Марунича, реальный путь привлечения иностранного капитала для развития украинской ГТС – IРО на западных биржах. «Речь может идти о размещении 25-30% акций, – говорит эксперт. – Законопроект о реформировании «Нафтогаза Украины» позволяет это сделать». Имеет власть, по его мнению, и другие пути финансирования транспортного проекта. Скажем, опираться на внутренние ресурсы. «Надо прекратить выделение масштабных субсидий на энергоресурсы. Субсидии в этой сфере огромны, и они вредны, – говорит директор Института энергетических исследований. – Они приводят к чрезмерному потреблению энергии, поглощают ресурсы госсектора, которые можно потратить в полезных целях».
«Регионалы»: «Мы сами в шоке!»
Похоже, в вопросе ГТС у Президента Виктора Януковича еще нет однозначной поддержки даже в провластном политикуме. Против этого стратегического плана выступают, в частности, и представители правящей элиты. Те самые, которые составляют большинство.
По словам секретаря специальной контрольной комиссии парламента по вопросам приватизации Антона Киссе, почти треть членов фракции Партии регионов не проголосует за проект, разрешающий приватизацию украинской газотранспортной системы. Вчера этот тезис публично подтвердил лидер «регионалов» в ВР Александр Ефремов. «Мы пока не видим достаточного количества голосов, чтобы поддержать этот проект в парламенте», – сказал политик.
По его словам, украинское общество склоняется к трехстороннему, а не двустороннему консорциуму. «Политически такой шаг будет воспринят очень негативно», – сказал руководитель фракции Партии регионов и отметил: судьба законопроекта будет решена на заседании согласительного совета лидеров фракций Верховной Рады.
Сколько времени нужно Виктору Януковичу, чтобы «уломать» мятежников из собственной же партии, мы увидим в ближайшее время. Ранее спикер Владимир Рыбак заявлял: парламент увидит законопроект уже 21-24 мая. Чтобы, надо понимать, Виктор Янукович мог сделать подарок своему российскому визави на встрече в Астане 29 мая. Сюрприза, вероятно, не будет. Парламентское большинство, которое обладает большим бизнесом в Украине, пока сопротивляется «Плану Януковича», по которому всех их передадут новому хозяину из соседней страны. Но никто не может утверждать, что этот бунт на корабле продлится долго.
Справка «УМ»
«Труба» как она есть
Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире. Общая длина газопроводов – без учета новых объектов – составляет 37,1 тыс. км. В том числе магистральных газопроводов – 22,2 тыс. км. Количество газораспределительных станций – 1449.
Перевод: Антон Ефремов.