- Ваши критики в Грузии утверждают, что у нового правительства нет историй успеха. Какие примеры вы можете упомянуть?
- Прежде всего, хотелось бы выразить удовлетворение по поводу визита в Латвию, по поводу кооперации в оборонной сфере, она очень активная. Латвия – важный стратегический партнер Грузии, много помогла нам с интеграцией в евроатлантические структуры и в структуры ЕС. Это главная цель нашей внешней политики. Что касается дружеских отношений – они всегда требуют честных дискуссий. У нас в Риге были честные переговоры с вашими представителями обо всем, чего мы достигли в Грузии. Одно из достижений: правительство Грузии - прогнозируемое правительство, понятное обществу, и мы продемонстрировали это всего несколько недель назад, когда от должности был отстранен заместитель министра внутренних дел, незаконно опубликовавший детали частной жизни некого журналиста. Ничего подобного в политике Грузии ранее не происходило, и люди это оценили. 17 мая обе стороны – сторонники правительства и оппозиции – провели демонстрации. Одну из них прервала та, что была больше. Там было зафиксировано насилие, на что последовала незамедлительная реакция, арестовано несколько человек, ответственных за насилие. Мы очень тщательно заботимся о поддержании порядка в стране. По этому люди в последнее время соскучились.
У нас много позитивного в евроатлантической интеграции. Успешно идут переговоры с ЕС. Надеемся, что до саммита в Вильнюсе будет достигнуто соглашение о безвизовом режиме и о свободной торговле. Мы демонстрируем продолжение внешнеполитического курса и вместе с меньшинством парламента приняли закон о внешней политике Грузии. И сельскому хозяйству уделяется особое внимание. Грузия – аграрная страна, 55% населения занято сельским хозяйством, однако прежнее правительство к этой отрасли относилось небрежно. Сейчас мы вложили примерно миллиард долларов, который станет дополнительным ресурсом для крестьян в развитии своих хозяйств. Успехи наблюдаются также в поиске прагматических торговых отношений с Россией, и они, хочется надеяться, позитивно повлияют на экономику Грузии. Продолжим реформы в судебной системе. Мы очень оптимистичны по поводу будущего Грузии, по поводу интеграции в евроатлантические структуры. Мы серьезно участвуем в операциях НАТО по безопасности, направили дополнительный батальон в Афганистан. Мы останемся там после 2014 года. Таким образом, мы вносим вклад в безопасность, а не потребляем ее, как это было в последние 15 лет.
- Третий по величине контингент в Афганистане – не дает ли Грузия НАТО больше, чем получает?
- Здесь нельзя судить в категориях »дает» и »получает». Мы делаем это потому, что таким образом Грузия содействует глобальной, а также своей безопасности. Если мы хотим стать частью евроатлантической системы, то мы должны вносить свой вклад. Мы не рассматриваем это, как простую сделку: в Афганистане находятся два наших батальона, поэтому НАТО должно пригласить нас присоединиться. В то же время мы удовлетворены сотрудничеством с альянсом, работой комиссии Грузия-НАТО, а также тем, что мы можем совершенствовать свои навыки в результате этого сотрудничества. Этого хотят жители Грузии, и 75% их на референдуме высказались за вступление в НАТО. Все понимают, что необходимо терпение в этом процессе интеграции.
- Как добиться, чтобы в главных столицах НАТО – Вашингтоне, Берлине, Лондоне – приняли решение о приеме Грузии в альянс?
- Согласен, что упомянутые города важны в принятии решений НАТО, но эта организация является демократическим альянсом, в котором каждый голос имеет значение, поэтому для нас так важна поддержка стран Балтии и Восточной Европы в процессе интеграции в НАТО. Мы серьезно работаем с США, у нас особые отношения с Вашингтоном, мы подписали соглашение о стратегическом партнерстве с американцами. Сейчас серьезно работаем с Германией, у которой было большое влияние на события в Грузии в 90-е годы. Так как у Германии хорошие отношения с Россией, у этого государства также важная роль в нормализации грузино-российских контактов.
- Представители оборонного ведомства Грузии – частые гости в Латвии, означает ли это, что Латвия один из главных лоббистов интересов грузин в НАТО?
- Да, Латвия – один из стратегических союзников, который помогает нам. Мы делимся опытом, потому что вы проделали работу, которую сейчас делаем мы. Балтия и именно Латвия – это лидер в Восточной Европе, оказывающий самую большую поддержку членству Грузии в НАТО. В то же время Латвия играет значительную роль в поддержке территориальной целостности Грузии в признанных на международном уровне границах, она отрицает признание регионов Южная Осетия и Абхазия.
- Роль наблюдателей ЕС?
- Ее нельзя недооценивать. Эта миссия – единственный международный взгляд и страховка рядом с оккупированными территориями. Мы очень удовлетворены деятельностью миссии ЕС, несмотря на то, что она работает только на грузинской стороне, поскольку на другую – контролируемую Россией – территорию ее не впускают. И даже таким форматом мы довольны, потому что это средство для избежания эскалация в будущем. Мы надеемся, что мандат миссии будет продлен.
- Оценка внутриполитической стабильности.
- Я удовлетворен сотрудничеством политических сил. Мы вместе с администрацией президента и Советом национальной безопасности назначили нового командующего вооруженными силами Грузии. Мы работаем вместе с Советом национальной безопасности над стратегической программой обороны. Это продолжение работы прежнего правительства. Я уже упоминал общее голосование с оппозицией по внешней политике. Все выглядит обнадеживающе, но в то же время это вызов – впервые в истории Грузии ситуация, когда правительство избрано большинством парламента, а президент представляет оппозицию. Для нас это процесс учебы.
- Каковы главные вызовы в будущем?
- Ясно, что в нашем распоряжении должны быть определенные военные способности. Разумеется, большое значение имеют стратегические энергетические и другие проекты, которые мы реализуем вместе с Азербайджаном и Турцией. У Грузии важная роль соединяющего моста на Кавказе. Мы должны умно использовать нашу географическую ситуацию, чтобы помочь реализовать международные проекты, к примеру, такие, как нефте- и газопроводы Баку-Джейхан. Железная дорога Карса-Ахалкалаки пригодится для реверсного транзита из Афганистана, а также для транзита товаров из Средней Азии в Европу. Все эти проекты сделают наш регион стабильнее. В то же время мы находимся рядом с крайне нестабильным регионом Северного Кавказа. Обязательно надо упомянуть кооперацию Грузии с другими государствами региона с тем, чтобы обеспечить безопасное проведение Олимпиады в Сочи. Грузия – серьезный, ответственный партнер в международных операциях по безопасности.
Перевод: Лариса Дереча.