Трассу, ведущую от Берингова пролива вдоль арктического побережья России, чаще всего именуют русским названием — Северный морской путь. Впервые, в ходе экспедиции 1878-1880 годов, его преодолел Адольф Эрик Норденшёльд (Adolf Erik Nordenskiöld). Из-за сурового климата и льда, сковывающего воды, этот маршрут не стал альтернативой для южного пути, связывающего Европу и Азию. В советские времена эта территория была закрыта для иностранных судов, а судоходство по нему поддерживалось только для внутренних потребностей. В связи с реалиями холодной войны на севере России размещалась обширная военная инфраструктура и обслуживающие ее гражданские силы.
Калейдоскоп перемен
Экономические проблемы, возникшие после распада Советского Союза, нанесли тяжелый удар по российскому крайнему Северу, неся с собой опустошение и уменьшение численности населения. Несмотря на то, что Страна Советов под конец своего существования открыла Северный морской путь для иностранцев, интерес к нему был очень слабым, а общий вес перевозимых грузов в 1987-1988 году уменьшился в четыре раза. Однако благодаря потеплению климата и сокращению площади ледяного покрова, воды Северного Ледовитого океана становятся все более доступными: судоходный сезон начинается там в июне и длится до ноября. В последние годы регистрируются все новые рекорды минимума площади льда в Арктике.
Климатическая обстановка меняется настолько динамично, что прогнозы, сделанные всего несколько лет назад, оказываются уже устаревшими. Аналитики пытаются сейчас предсказать, когда в Северном Ледовитом океане летом совсем не будет льда: самые радикальные прогнозы говорят, что это произойдет через два года. Факты неумолимы: ледяной покров уменьшается стремительными темпами. Отклонения от средней температуры особенно заметны летом: например, 16 августа прошлого года площадь, которую покрывал лед, составляла всего 54% от показателей 1981-2010 годов.
Читайте также: Кто поплывет через арктику?
Отступающие льды создают новые возможности для судоходства не только на российском маршруте: на север от Канады в 2007 году впервые был открыт Северо-западный проход, соединяющий Атлантический океан с Тихим.
Давка на севере
Концепция превращения Северного морского пути в важную международную трассу звучит в России все чаще. Основное преимущество идеи — сокращение маршрута между Европой и Азией на 40%. С 2007 года здесь начали регулярно появляться иностранные суда. Интенсивность движения в этих водах растет с каждым годом: в 2011 году по Северному пути прошло 34 судна, в 2012 — 46, тогда как в 2000 их было всего четыре. Основной груз — это продукты нефтепереработки и газ (последний — впервые в ноябре прошлого года). Сжиженный газ (LNG) с норвежских месторождений в Баренцевом море перевозили тогда в Японию, а использование пути на отрезке от Хаммерфеста позволило сократить дорогу на 20 дней.
В перспективе энергосырье останется основным товаром, перевозимым по Северному пути. Ресурсы легкодоступных месторождений нефти и газа в традиционных российских районах добычи исчерпываются, поэтому все больше разведывательно-инвестиционных работ ведется, например, в Тимано-Печоре — нефтяном регионе на крайнем Севере.
Помимо России Севморпутем могут пользоваться такие государства, как Норвегия, Япония, Южная Корея и в первую очередь Китай. Поднебесная уже не первый год проявляет интерес к судоходным маршрутам в северных водах: растущая потребность в энергоресурсах подстегивает поиск альтернативных источников импорта. Сейчас нефть и газ попадают в Китай в основном с Ближнего Востока и транспортируются через сложный со стратегической точки зрения Малаккский пролив. В августе прошлого года Северный морской путь преодолел первый китайский ледокол — «Снежный дракон». Целью маршрута был Рейкьявик (Исландия, как и Гренландия в последнее время стала одной из ключевых целей китайской экономической экспансии).
Также по теме: Гренландия извлекает выгоду из глобального потепления
Нет розы без шипов
Самый большой плюс судоходства по Северному Ледовитому океану — значительное сокращение пути между Европой и Азией, однако существующих сейчас выгод недостаточно, чтобы уравновесить те неудобства, которые возникают при пользовании этим маршрутом. И проблемы не ограничиваются сезонностью.
Суда, которые хотят пройти по Севморпути, могут сделать это только в сопровождении российских ледоколов. Это требование накладывает на иностранных судовладельцев дополнительные расходы, хотя сумма невелика и сопоставима с оплатой за переход Суэцкого канала. Более серьезная проблема — необходимость заблаговременно подавать заявки и бронировать сопровождение атомных ледоколов Росатомфлота. Между тем, в этом году планируется завершить эксплуатацию ледокола «Россия», что сократит флот оператора до пяти судов, из которых возраст лишь одного не превышает 20 лет, а техническое состояние остальных оставляет желать лучшего: только за последние два года произошла утечка из реактора и пожар, в котором погибли двое моряков.
Для развития движения по Севморпути необходима модернизация ледокольного флота, и на реализацию этой цели уже выделено около миллиарда долларов. В феврале прошлого года было начато строительство первого из трех новых судов: класс ЛК-60 будет самым большим и мощным спущенным на воду ледоколом. Его конструкция позволит преодолевать льды толщиной три метра, благодаря этому судоходство по Северному Морскому пути можно будет осуществлять круглый год. Ледокол планируется построить к 2017 году.
Читайте также: Время ледоколов
Динамичному развитию судоходства в северных водах должны также способствовать административные и правовые реформы. В январе 2013 года была создана Администрация Северного Морского пути, задачей которой станет координирование и развитие движения по маршруту. Предполагается, что благодаря инвестициям и реформам, к 2020 году объем перевозимых по пути грузов вырастет с 5-ти до 64-х миллионов тон.
Большая игра
Несмотря на возможности, которые открываются для судоходства по Ледовитому океану благодаря потеплению климата, Севморпуть — это нишевый транспортный маршрут, у которого в ближайшей перспективе нет шансов стать универсальным. Крупные иностранные судовладельцы, скорее всего не заинтересуются им из-за ограничения на размер курсирующих там судов и требований к ледовому классу в сочетании с сезонностью и меньшей, в отличие от традиционных трасс, предсказуемостью. Будущее судоходства на севере в средне- и долгосрочной перспективе — это в первую очередь, специализация на перевозке сырья.
Размышляя о будущем трассы, необходимо учитывать также геополитический аспект. Поддержание судоходства в водах Северного Ледовитого океана позволяет России говорить о своем потенциале и особых правах в данном регионе. Помимо расходов гражданского характера, здесь увеличивается военное присутствие: например, в прошлом году начал патрулировать флагман Северного флота — ракетный крейсер «Петр Великий» (крупный надводный военный корабль появился в этих водах впервые с момента окончания Второй мировой войны), а в текущем году к регулярному патрулированию подключатся самолеты Ил-38 и Ту-142.
Также по теме: Ключевой элемент российской экспансии в Арктике
Арктическое пространство не подверглось правовому регулированию, как Антарктида, и поэтому отношения в этом регионе выглядят гораздо более непредсказуемо. В вопросе доступа к северу сталкиваются две концепции. Согласно первой, это общее достояние человечества, а вторая (которую закрепляет Илулиссатская Декларация 2008 года, подписанная Данией, Канадой, Норвегией, Россией и США) подчеркивает привилегированную позицию названных пяти государств и говорит о том, что в создании комплексной правовой системы потребности нет.
В последнее время для описания соперничества в арктическом регионе стал использоваться термин XIX века — «Большая игра». Заметный резонанс получила акция 2007 года, когда Россия водрузила свой флаг на дне океана на Северном полюсе. Это мероприятие не имело, конечно, политического значения, однако было очень символичным. Комментируя ситуацию, министр иностранных дел Канады заявил: «Сейчас не XV век: нельзя ездить по миру, ставить свой флаг и говорить "мы заняли эту территорию"». Ставка в «Большой игре» на севере — это доступ к сырьевым ресурсам Арктики, где по разным данным сосредоточено 13 процентов еще неразведанной нефти и 30 процентов газа. Расширение инфраструктуры и превращение Северного морского пути в существенную артерию мировой торговли может стать для России в этой игре важным козырем.