Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Ты кто такой? Давай, до свидания!»: рассказ о жертве азербайджанской диктатуры

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Ты кто такой? Давай, до свидания!» С 2012 года эту фразу без конца повторяют по всему бывшему СССР. Ее автор — поэт Гилал Мамедов, которому сейчас приходится расплачиваться за приобретенную известность. Потому что в авторитарном Азербайджане у славы и критики есть своя цена... которую устанавливает власть.

«Ты кто такой? Давай, до свидания!» С 2012 года эту фразу без конца повторяют по всему бывшему СССР.

Ее автор — это поэт мейханы Гилал Мамедов (традиционное народное творчество в виде речитативной импровизации), которому сейчас приходится расплачиваться за приобретенную известность. Потому что в Азербайджане у славы и критики есть своя цена... которую устанавливает власть.

Несколько фактов для тех, кто мало что слышал об Азербайджане (стыдиться тут нечего): это сформированная после распада Советского Союза наследственная нефтяная диктатура семьи Алиевых, которая расположена на берегу Каспийского моря, а в 2012 году принимала у себя «Евровидение»... Раньше у руля страны стоял отец Гейдар. Сегодня ему на смену пришел сын Ильхам. В любом случае, именно их семья пользовалась, пользуется и еще многие годы будет пользоваться всеми благами, которые приносит хлынувший в Европу поток азербайджанского газа и нефти. С приближением намеченных на октябрь президентских выборов в стране множатся губительные для свободы законы и аресты по сфабрикованным обвинениям. Одним из пострадавших оказался и поэт Гилал Мамедов. Его отправили за решетку еще 23 июня прошлого года.

Все началось на свадьбе в ноябре 2011 года. После тостов Гилал Мамедов произнес свой ставший впоследствии знаменитым речитатив: «Ты кто такой? Давай, до свидания!» Мейхану выложили на YouTube, и менее чем за месяц она набрала несколько миллионов просмотров в России, на Украине и в бывших советских республиках Средней Азии.



Таким образом, этот не направленный против кого-то конкретно, но в то же время метафорический и политически едкий хит завоевал все постсоветское пространство и стал лозунгом российской оппозиции Владимиру Путину во время его переизбрания в 2012 году, уличных и сетевых протестов, а также многих других выступлений против автократических режимов на территории бывшего СССР.

Кроме того, его повторяли и знаменитые певцы, в том числе российский рэпер Тимати.



Несмотря на весь этот успех, Гилал Мамедов не смог завоевать себе место в лучах телевизионных прожекторов: единственное интервью российскому телевидению он дал 13 июня 2012 года в Азербайджане по случаю организованного на юге страны талышского фестиваля.

Власти предупредили его: если фестиваль проведут, его ждут ответные меры. Однако Мамедова эти угрозы не напугали. В речи на открытии он подчеркнул, что его хит привлек к Азербайджану больше внимания за границей, чем проведенное в 2012 году «Евровидение», несмотря на вложенные в него миллионы долларов. Но в Азербайджане Ильхам Алиев не допускает ни малейшей критики в свой адрес.

Из-за интервью Мамедов попал за решетку. Там ему, возможно, придется провести до 15-ти лет в условиях бесчеловечного обращения, которое давно стало неотъемлемой частью режима Ильхама Алиева и всех репрессивных систем.

После появления Гилала Мамедова в телеэфире за ним установили постоянную слежку. Ему без конца угрожали, а 21 июня 2012 года взяли под арест. Его остановили и «нашли» в правом кармане пять граммов героина. Задержание сопровождалось побоями, оскорблениями расового характера и обысками в доме, где было обнаружено еще 30 граммов наркотика. Все эти действия провели без каких-либо на то законных оснований.

Затем, несколько дней спустя, задержанный Ильман Гулиев (он не был знаком с Гилалом, но некогда работал на азербайджанский КГБ) сделал признание: шесть лет назад Гилал якобы рассказал ему, что является наркобароном, что убивал людей, работал на иранские разведслужбы и занимался разжиганием межэтнической ненависти в Азербайджане.

Читайте также: Азербайджан обвинил автора «давайдосвиданья» в шпионаже на Иран

Дело быстро набрало обороты. Состоялось несколько закрытых слушаний, а у адвокатов не было ни единого шанса повлиять на ход процесса. В частности они рассказали, что Гилал пострадал не из-за принадлежности к талышской народности, а из-за хита, который смог покорить сердца недовольных своими режимами граждан республик бывшего СССР.

Сегодня он сидит в камере на первом этаже изолятора временного содержания, в огромном комплексе бетонных зданий, который расположен в одном из нефтяных пригородов азербайджанской столицы. Гилал Мамедов боится за собственную жизнь и будущее его страны.

Его народ, талыши, продолжают страдать от паранойи и отсталого деспотизма режима Алиева, против которого сегодня не выступает ни одного государство. Молчание связано в первую очередь с экономическими и стратегическими интересами, которые выходят на первое место во время охватившего Запад кризиса. Семейная история Гидала Мамедова несет на себе отпечаток пережитых из-за режима страданий: его отец Новрузали умер в тюремной камере 17 августа 2009 года, одного из братьев забили до смерти, а еще один погиб из-за подстроенного несчастного случая.

Гилал Мамедов — преподаватель университета, один из лидеров талышского сообщества (небольшая этническая группа, проживавшая на юге Азербайджана и севере Ирана до прихода турок), поэт, интеллектуал и невольный оппозиционер. На протяжении многих лет он выступает за этническую и религиозную терпимость. Этот защитник прав талышей сменил своего отца в кресле главного редактора издания «Голос талышей». Таким образом, у него есть причины бояться за свое будущее.

Также по теме: Азербайджан и Армения «обречены»

«Я думаю, что причина моего задержания связана не только с видео: они попросту испугались, — говорит он в отправленном из камеры письме к директору Института мира и демократии Лейле Юнус. — Они рассуждали так: «Если он сумел наделать столько шума в России, то может сделать что-то похожее и в Азербайджане».

Так, после начала арабской весны клан Алиевых опасается недовольства улицы и проводит аресты до и во время протестных акций, как уже не раз было этой зимой. С каждым днем он все больше ограничивает свободу слова гражданского общества с помощью принятых марионеточным парламентом законов. Все дело в том, что власть опасается повторения сирийского сценария.

Процесс Гилала Мамедова, который вот уже почти год сидит в следственном изоляторе, был открыт для публики 22 мая. Азербайджанские правозащитники полагают, что приговора не стоит ждать до намеченных на октябрь выборов, так как на свободе Мамедов может стать угрозой для власти.

Ильхам Алиев подмял под себя всю политическую арену Азербайджана и стал настоящим нефтяным монархом Кавказа. Сейчас он готовится разыграть театральное представление под названием «президентские выборы» под бдительным взором международных наблюдателей. В 2010 году они пришли к выводу, что парламентские выборы не соответствуют требуемым демократическим стандартам. Это еще мягко говоря... Как бы то ни было, это никоим образом не отразилось на политической судьбе режима, который неизменно нарушает все взятые им на себя обязательства.

Читайте также: История и перспективы отношений ирана и Азербайджана

Так, например, 23 января этого года Азербайджану удалось повлиять на исход голосования по его вопросу в Парламентской ассамблее Совета Европы с помощью активного лоббирования и покупки парламентариев. Азербайджан уже не первый год практикует эту так называемую «икорную дипломатию» (отсылка к производству еще одного «черного золота» на Каспии), которая в частности наделала немало шума в Великобритании.

В тот день должно было состояться голосование по двум отчетам. Первый, в котором звучал призыв к стране выполнить ее обязательства, был принят 196 голосами против 13. Докладчики неоднократно бывали в Азербайджане, где их приняли с распростертыми объятьями. Второй доклад представил Кристоф Штрассер (Christoph Strässer), которому так и не дали разрешение на посещение страны. Он добивался подробного и прозрачного рассмотрения дел политических заключенных в Азербайджане, однако 125 парламентариев проголосовали против.

Вступление Азербайджана в Совет Европы в 2001 году во времена Гейдара Алиева (он сделал его своей главной целью) вызвало заметную критику. С тех прошло уже больше десяти лет, и Азербайджан успешно подорвал доверие к этой организации, которая и так не может похвастаться безупречной репутацией.

Судя по азербайджанской политике, дипломатии страны и явной нервозности власти, улучшения ситуации ждать вряд ли стоит. Судьба Гилала Мамедова и всего Азербайджана находится в руках диктатора Ильхама Алиева, который упорно работает над тем, чтобы сделать свое переизбрание в октябре этого года обычной формальностью. А лозунг «Ты кто такой? Давай, до свидания!», по всей видимости, неактуален в его государстве.