Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Репортажи о России сейчас в моде и хорошо продаются. Следует задуматься, не идет ли автор на поводу у публики, отягощенной целым набором расхожих стереотипов в восприятии России. Возможно, нам слишком часто хочется читать о дикой и непредсказуемой стране абсурда, которую легко смерить из Польши критическим взглядом и констатировать, что «у нас такое невообразимо».

В издательстве «Агора» вышел сборник репортажей многолетнего корреспондента Gazeta Wyborcza в Москве Вацлава Радзивиновича (Waclaw Radziwinowicz) - «Гоголь в эпоху Гугла» (Gogol w czasach Google'a). Тексты, которые писались для газеты в 1998-2012 годы, представляют собой зарисовки из российской жизни: порой парадоксальные и не лишенные комизма, но чаще пугающие и печальные, поражающие тем, что можно сделать с человеком, жизнь которого лишена ценности. Отдельные картины складываются в панораму пост-ельцинской России, которая стремится стать мировой державой, а одновременно не может избавиться от грехов и язв прошлого. В ткани книги, как и у классика Николая Гоголя, страх и сила тесно переплетены с абсурдом и гротеском.

Читайте также: Радзивинович - Ленин, Брежнев и Сталин: самые популярные российские лидеры XX века

Россия, которую изображают тексты Радзивиновича, часто оказывается пугающей: в ней сталкиваются страхи простых жителей и чувство превосходства тех, кто обладает силой. Принцип, по которому функционирует эта страна, как сформулировал еще Лев Толстой, остается неизменным: «Бьет по морде, значит, имеет право бить». Или, как объясняет в одном из репортажей сотрудница ФСБ: «Либо ты проглатываешь других, либо проглотят тебя: первое гораздо приятнее». Именно о такой России чаще всего рассказывает в своей книге автор: о страшной и беспринципной стране, где милиция безнаказанно грабит, насилует и похищает людей, где московские власти, как от мусора,  избавляются от иммигрантов, где в забитых мертвыми телами вагонах матери ищут своих погибших за родину сыновей. Это Россия чеченской войны, авторитарного правления Владимира Путина, Беслана, Театра на Дубровке, убийства Анны Политковской, войны с Грузией и трагедии подводной лодки «Курск».

Сотрудники правоохранительных органов оттесняют участников митинга «Марш миллионов» на Болотной площади, 6 мая 2012.


Порой образ этой пугающей России рассеивается. Радзивинович вскрывает абсурд и мимикрию российской действительности, создающей потемкинские деревни. Эпизоды будничной жизни показывают, что всесилие зачастую оказывается лишь бутафорией. Автор описывает, например, как однажды  власти Самары перед визитом в город Путина завезли в город дефицитную гречку и велели магазинам снизить на нее цены или закрыться. Или как Владимир Владимирович решил проехаться за рулем «Лады», а его соратники приготовили запасную машину, которую везли за экс-премьером, на случай если бы безотказный продукт российской промышленности сломался. В другом репортаже автор рассказывает о написанной кремлевскими бюрократами секретной брошюре, в которой объясняется, как следует выглядеть российскому чиновнику и как ему обеспечить себе долголетие. «Следует быть стройным, трезвым и опрятным», - цитирует советы Радзивинович. А тот, кто будет придерживаться всех этих правил, сможет дожить до 150 лет, обещает Кремль.

Также по теме: Радзивинович - Пора открывать двери России

Время от времени, хотя не так часто, в книге появляется человеческое лицо России. «Это страна для людей с творческим подходом к жизни», - говорит автору один из российских немцев, который проведя много лет в Европе, решил вернуться в Сибирь. Собеседник журналиста убежден: тут «живется лучше всего». Он привез из Германии всю свою семью и построил на берегу Енисея деревянный дом. Или легендарная российская диссидентка Людмила Алексеева, стоявшая у истоков создания московской Хельсинкской группы, и после долгих лет, проведенных в Америке, с ностальгией вернувшаяся в Россию, где ее ждал не слишком теплый прием. Она объясняет: «Я русская, а это такое растение, которое плохо приживается на чужой почве». Так в истории, изобилующей мрачными картинами, пропитанной иронией, а порой и издевкой, появляются  положительные герои: энергичные и благородные люди (как матери, борющиеся за право знать правду о смерти своих детей) или просто нормальные и добрые души, которые любят Россию, несмотря на все ее парадоксы, хотят жить там и быть (зачастую вопреки окружающей действительности) просто приличными гражданами.

Репортажи о России сейчас в моде и хорошо продаются. Тексты Радзивиновича отлично читаются, они написаны ярким, насыщенным российскими реалиями языком. Жаль, что сборник не был снабжен каким-нибудь предисловием, в нем не хватает отстраненного взгляда с высоты прошедших лет. Сложно избавиться от ощущения, что книга создавалась в спешке, по принципу наименьшего сопротивления. А ведь в ней собран фантастический материал для того, чтобы задуматься о произошедших в России за эти 15 лет переменах, предпринять попытку анализа, найти ключ к происходящему в этой стране, понять, куда она движется.

Вид на Красную площадь


Читайте также: Радзивинович - Война поста с карнавалом

В книге не нашлось места мало-мальскому подведению итогов, сравнению или краткому пояснению, почему автор выбрал именно Россию, сколько лет он там провел. Очень жаль, потому что стиль Радзивиновича демонстрирует, насколько он увлечен предметом своих описаний. Автор становится здесь ключом к своему рассказу. Книга не претендует на цельный образ России, хотя такие мнения (в том числе принадлежащие литературным критикам) появлялись в рецензиях на нее. Автор выбирает нетривиальные, порой патологические или комические истории, которые становятся призмой, через которую смотрит на российскую действительность читатель. Но ведь у России есть и иные обличья. Так что следует задуматься, не идет ли автор на поводу у публики, отягощенной целым набором расхожих стереотипов в восприятии этой страны. Возможно, нам слишком часто хочется читать о дикой и непредсказуемой России абсурдов, неизъяснимо притягивающей нас и потому становящейся целью наших путешествий. Или о стране, которую легко смерить из Польши критическим взглядом и с сожалением констатировать, что «у нас такое невообразимо».

«Чтобы понять Россию, - пишет о книге Радзивиновича Виктор Ерофеев, - достаточно иметь чувство юмора и любить мою сумасшедшую родину». Смех, как выяснил Гоголь, снимает покровы с российской действительности. Чтобы к ней прикоснуться, нужно ее полюбить. Ни в иронической дистанции, ни в любви к России автору сборника отказать нельзя. Может быть, именно это является своего рода ключом? В книге много говорится о женщинах, несущих на своих плечах страну, главная проблема которой - ее пьющие закомплексованные мужчины, лишенные чувства собственного достоинства. Включая того, который стоит сейчас у руля. «Это закомплексованный человек, такой недолюбленный», - говорит Радзивиновичу о Путине Анна Политковская. А вместе с ним - недолюбленная Россия…