Кто-то должен наконец сказать прямо: сегодня польский государственный интерес заключается вовсе не в размахивании очередным номером Gazeta Polska с заголовками «Новые доводы в пользу версии взрыва в президентском самолете». И вовсе не в непрерывных польско-российских спорах или в формировании политики вокруг стереотипов, подозрений и чувства враждебности. В интересах Польши — налаживание дружественных международных отношений (в особенности с ближайшими соседями) и увеличение объемов импорта и инвестиций на востоке. Ведь позиция страны на мировой арене зависит от положения ее граждан, благосостояния предпринимателей, а также макро- и микроэкономических показателей.
Рискованный рынок
Председатель Бизнес-совета Россия-Польша Хенрик Цуга (Henryk Cuga) на вопрос о торговых отношениях с РФ отвечает: «Объем польских инвестиций в России за последние 20 лет составил около 700 миллионов долларов. Это не так много, если сравнить с одной российской инвестицией в Польше: при строительстве отрезка газопровода Ямал-Европа россияне инвестировали примерно миллиард долларов. Похвастаться нам особенно нечем, но ситуация должна измениться. Сейчас небольшие фирмы боятся инвестировать в России, потому что в случае каких-то проблем они не получат помощи от собственного государства: мы сих пор не подписали с РФ договор о взаимной защите инвестиций. Кроме того, там довольно расплывчатые законы о пользовании и владении землей. Перспективы для инвестиций откроет только рост взаимного доверия. Когда в России станет больше польских фабрик или складских баз, бизнес приобретет независимость от политических колебаний, разного рода эмбарго, разрешений, квот. С 2004 года проект договора о защите инвесторов принадлежит к компетенции чиновников ЕС. Другие страны Евросоюза уже заключили такие договоры, для нас это тоже вопрос приоритетной важности».
Польские инвестиции в Российской Федерации (включая Калининградскую область) — это всего два процента от всех заграничных инвестиций Польши. На конец 2011 года их общий объем составил 704 миллиона долларов. Среди крупнейших проектов следует отметить завод Bella в Егорьевске, логистический центр «Торуньского предприятия перевязочных материалов» (TZMO) в Новосибирске, деревообрабатывающее предприятие компании Ideon в республике Коми, фабрику по производству алюминиевых банок в Волоколамске (группа Can-Pack), завод по производству древесно-стружечных плит в Великом Новгороде (Pfleiderer Grajewo), два завода по производству керамической плитки Cersanit и комбинат строительных материалов в Анжеро-Судженске (Wiedemann Polska).
В Польско-российскую Торгово-промышленную палату в Варшаве входит 170 польских компаний; российские бизнесмены объединяются вокруг Российско-польской палаты в Москве. Руководитель экспортного отдела компании Unibep Мариуш Хабровский (Mariusz Chabrowski) рассказывает о сложностях ведения бизнеса с россиянами: «Мы не участвуем в российских публичных тендерах, потому что местные компании всегда имеют в них привилегированную позицию. Кроме того строительные работы не всегда получают регулярное финансирование. Так что нашими клиентами в России становятся частные фирмы». Представитель экспортного отдела компании Kler Славомир Калька (Sławomir Kalka) также подчеркивает, что Россия придерживается политики защиты собственного рынка, вводя высокие пошлины.
Хенрик Цуга обращает внимание на важное значение для взаимных бизнес-контактов Калининградской области: «В начале 90-х там появилось много польских производственных и торговых предприятий, их было около 500. Достаточно было привезти из Польши хоть гвоздь, согнуть его на территории области и продавать в России как российский продукт. Когда президент Путин создал специальную экономическую зону, все это закончилось: основным барьером стало положение, по которому привилегии и льготы полагались тем инвесторам, кто вложил не менее пяти миллионов долларов. Большинство польских фирм не отвечало этим требованиям, так что их осталось около 100. Снижение данного порога и недавний договор о малом приграничном движении заново оживили торговлю в регионе. Региональные предприниматели получили возможность чаще пересекать границу и следить за своим бизнесом на месте. Так что мы ожидаем возвращения тенденций в прежнее русло и интенсификации контактов с Калининградской областью».
Неплохо, но может быть лучше
В Белоруссии Польша занимает 12 место среди иностранных инвесторов: с 1991 года объем нашего капитала в этой стране вырос до 400 миллионов долларов, а в 2011 году в эту страну было инвестировано 86 миллионов долларов. На тот момент в Белоруссии было зарегистрировано 580 польских компаний, а Польско-белорусская Торгово-промышленная палата насчитывала около ста членов (четверть из них белорусские бизнесмены). [...]
Гораздо лучше выглядит ситуация на Украине. Инвестированный в эту страну польский капитал, по данным компании PwC, составляет три процента от всех польских заграничных инвестиций. Общий объем инвестиций на конец 2011 года оценивался в 875,5 миллиона долларов: это самый высокий показатель среди трех наших восточноевропейских соседей. В этом нет ничего удивительного. Украина — естественное и очевидное направление для вложений на востоке: им способствует географическая близость и размер местного рынка. [...]
Директор отдела экспорта и развития иностранных рынков компании Colian SA Кшиштоф Кошела (Krzysztof Koszela) рассказывает: «Мы экспортируем свои продукты (приправы и кондитерские изделия) в Россию, Белоруссию и на Украину. Каждая отрасль, несомненно, иначе воспринимает и оценивает эти рынки. Я считаю их сложными: здесь нужно терпение и решительность. Проще всего занять уверенную позицию на белорусском рынке: из-за политической обстановки мало предпринимателей решает заниматься в этой стране бизнесом, поэтому конкуренция невелика. В свою очередь, Россия и Украина — это большие рынки с огромным потенциалом. Мы не ведем ценовой конкуренции: наша продукция отличается качеством, ее знают, ценят и покупают, хотя она бывает дороже продуктов местных производителей». Кошела добавляет, что лучшее решение — опираться на уже существующих дистрибуторов, а не пытаться завоевать рынок, создавая новые сети и используя собственные возможности продаж. Среди проблем называются также негативное отношение местных властей, коррупционные практики и олигархи, которые с подозрением относятся к иностранным конкурентам.
Откуда яблоки?
Какие шаги следовало бы предпринять, чтобы помочь польским инвесторам? Директор варшавского отделения Центра делового сотрудничества «Польша — Россия» Иван Рассохин обращает внимание на имиджевые аспекты: «По моим наблюдениям, в России не хватает рекламы Польши и польских торговых марок. На многих проходящих в Москве ярмарках разные организации, торговые палаты или компании делают себе собственные маленькие стенды. Представители Литвы, Чехии или Турции рекламируют себя совершенно иначе: все их организации создают громадную национальную секцию, и только если подойти ближе, видно, что там представлено множество небольших фирм. Маленький стенд не имеет никакого смысла, это просто пускание денег на ветер: фирмы выкраивают средства, устраивают собственный отдел на ярмарке, печатают несколько рекламных проспектов и думают, что создадут себе этим рекламу. Вместо этого все четыре министерства — экономики, иностранных дел, сельского хозяйства и финансов — должны объединить финансовые усилия с торговыми палатами и отдельными компаниями и делать на подобных выставках представительные национальные стенды».
Рассохин подчеркивает, что «в России нет марок, которые бы ассоциировались с Польшей». Он добавляет: «Например, продукция строительной компании Atlas пользуется большим спросом, но мало кто осознает, что она приехала из Польши Аналогично с автомобилями марки Opel или Fiat, яблоками, в экспорте которых поляки занимают лидирующую позицию».
Когда польские марки становятся узнаваемыми, появляются новые сложности. Руководитель отдела продаж компании Insituform Рафал Харт (Rafał Chart) отмечает: «У меня складывается впечатление, что россияне предпочитают западные продукты, и польским маркам требуется гораздо больше времени, чтобы завоевать популярность. Я представляю американскую компанию, так что меня лично эта проблема не затрагивает, но всегда лучше представиться представителем западной фирмы, чем польской. Впрочем, у нас это тоже работает: мы, скорее, купим что-то сделанное в западных странах, чем в Румынии или Чехии».
Помимо прочего ключевым вопросом уже не первый год остается пропускная способность пограничных переходов: ничто так не обивает охоту вести бизнес, как ожидание в многочасовых очередях. Предприниматели не устают твердить, что экспорт на восточном направлении можно увеличить в несколько раз, есть перспективы и для значительного роста инвестиций. Кроме того необходимо входить на рынки других постсоветских стран. В частности, Министерство экономики включило в список пяти наиболее перспективных направлений экспорта и инвестиций на 2013 год Казахстан. Мы должны начать использовать геополитическое положение нашей страны как наше главное преимущество и шанс на рост благосостояния государства.