В воскресенье российский президент Владимир Путин обрушился с критикой на Британию, заявив, что Дэвид Кэмерон предает гуманитарные ценности, поддерживая сирийских повстанцев, у которых «кровь на руках».
В резких и недипломатичных выражениях г-н Путин обвинил Британию и прочие западные державы в попытках вооружать повстанцев, которые «убивают своих врагов… и съедают их внутренности». Он добавил, что Россия продолжит поставлять оружие правительству Сирии, которое он считает признанным и законным, и призвал другие страны уважать те же правила.
Заявления г-на Путина, сделанные в преддверии саммита «Большой восьмерки» по Сирии, который должен пройти в понедельник в Северной Ирландии, показывают, что надежды Британии на смягчение российской политики по сирийской проблеме не оправдались. По итогам продолжавшихся около часа двусторонних переговоров российского президента с британским премьер-министром на Даунинг-стрит пресс-секретарь г-на Путина сообщил The Independent, что сторонам не удалось сблизить позиции.
«Существуют очень серьезные расхождения по вопросу о том, кто виноват и кто начал первым», - заявил он. На вопрос о том, как скажется на возможной перспективе мирных переговоров решение Америки поставлять оружие сирийским повстанцам, пресс-секретарь ответил: «Это осложняет дело».
На пресс-конференции после переговоров г-н Кэмерон признал, что у него с президентом Путиным «есть разногласия по ряду тем», но заверил, что «Большая восьмерка» может обеспечить «импульс и руководство» для начала переговоров в Сирии.
Читайте также: Кэмерон внепланово приедет к Путину из-за Сирии
«Из нашего сегодняшнего разговора я вынес, что мы сможем преодолеть расхождения, если признаем, что мы разделяем некоторые общие основополагающие цели: прекратить конфликт, остановить распад Сирии, оказать отпор экстремистам и дать сирийскому народу возможность выбирать, кто будет им управлять», - заявил он.
«Если мы оставим Сирию на произвол кровавого диктатора, с одной стороны, и жестоких экстремистов - с другой, нам всем придется за это расплачиваться», - добавил премьер-министр.
Однако когда британские журналисты процитировали Владимиру Путину прошлогодние слова г-на Кэмерона о том, что у тех, кто поддерживает президента Асада, на руках кровь сирийских детей, он отреагировал с возмущением. «Думаю, что Вы не будете отрицать того, что вряд ли стоит поддерживать людей, которые не только убивают своих врагов, но вскрывают их тела и съедают их внутренности на глазах у публики и под камеры. Вы хотите поддерживать этих людей?» - заявил он.
«Вы хотите этим людям поставлять оружие? Тогда это, видимо, вряд ли имеет какое-то отношение к гуманитарным ценностям, которые уже сотнями лет проповедуются… в Европе».
Г-н Путин намекал на появившуюся в интернете видеозапись, на которой один из повстанцев, по-видимому, ел сердце солдата правительственной армии.
Также по теме: Великобритания и Франция победили в борьбе за отмену сирийского оружейного эмбарго
При этом, согласно источникам на Даунинг-стрит, переговоры прошли лучше, чем предполагали на пресс-конференции.
Г-н Кэмерон отрицает, что Британия хочет вооружать воюющих в рядах сирийской оппозиции экстремистов, и оправдывает отмену европейского эмбарго на поставку вооружения повстанцам.
«Мы поступили правильно, изменив условия европейского эмбарго, так как они фактически приравнивали официальную сирийскую оппозицию к Асаду», - утверждает он.
«Сирийская оппозиция выступает за демократическую и плюралистическую Сирию, в которой будут уважаться права меньшинств, и в том числе - христиан».
В своем вчерашнем интервью BBC г-н Кэмерон пошел еще дальше и заявил, что западным державам нужно вооружать повстанцев именно для того, чтобы в оппозиции не возобладали экстремисты.
«Если мы не будем работать с сирийской оппозицией, то нас не должно удивлять, что в ней будут добиваться успеха только наиболее экстремистские и опасные элементы», - подчеркнул он.
«Я хочу этого избежать. Одна из вещей, в оценке которых, я надеюсь, мы сходимся с президентом Путиным – хотя мы и подходим к этому с разных сторон – это что всем будет лучше, если мы сможем изгнать из Сирии экстремистов “Аль-Каиды”».
Читайте также: Путин поддержал поставки российского оружия в Сирию
Тем не менее, в преддверии саммита «Большой восьмерки» энтузиазм г-на Кэмерона в отношении активного участия в сирийских событиях встречает в Британии все меньше поддержки.
Как минимум пять министров в частном порядке выступили против этой идеи. Значительное число членов парламента от Консервативной и Либерально-демократической партий дали понять, что они готовы проголосовать против правительства, если оно вынесет подобный план на рассмотрение Палаты общин.
В воскресенье Ник Клегг (Nick Clegg) сообщил, что решение поставлять вооружение повстанцам пока не принято. Вице-премьер заявил в эфире «Программы Эндрю Марра» («Andrew Marr Show») на BBC: «Пока мы не поставляем оружия. Если бы мы этого хотели, то поставляли бы. Мы просто не считаем, что сейчас это было бы правильно. В противном случае мы бы это сделали».
Говоря о текущей стратегии, которая заключается в поставках «нелетального оборудования», г-н Клегг подчеркнул, что позиция Британии может расходиться с позицией Америки.
«Мы должны работать сообща с союзниками, но это не значит, что нам нужно делать одно и то же», - заметил он.
Ряд других видных фигур призывает г-на Кэмерона оставаться в стороне от конфликта. Депутат от Консервативной партии Джулиан Льюис (Julian Lewis) предупредил, что Британии лучше не связываться с сирийским «дурдомом», и что премьер-министру будет непросто добиться согласия парламента на поставки оружия повстанцам.
Также по теме: Оружие для Сирии
«Я не сомневаюсь, что премьер-министру будет трудно добиться от парламента одобрения, потому что многие из нас считают, что связываться с этим дурдомом - не в интересах Британии», - заявил он.
Бывший глава Британской армии лорд Даннатт (Dannatt) также отметил, что вооружение сирийской оппозиции может перерасти в «намного более масштабное вмешательство».
«Я в целом на стороне тех, кто хотел бы, чтобы мы не вмешивались в это и не связывались с этим ни в каком виде и ни в какой форме», - сказал он.
«Последние годы должны были научить нас ни во что не вмешиваться, если у нас нет четких представлений о том, что мы собираемся делать, кому помогать, каков наш план и какова стратегия выхода. Мы ведь еще не успели забыть уроки Ирака и Афганистана, не так ли?»