В международных политических кулуарах уже не первый год кружит идея «альянса белого человека», то есть американо-европейско-российского союза против Китая. В долговременной перспективе эта концепция могла бы быть полезной, однако в краткосрочной она может нанести Польше большой вред.
России пришлось бы сначала полностью изменить принципы своей внешней и оборонной политики, а этого пока ничто не предвещает.
1.
Недавно центр Stratfor опубликовал аналитическую статью блистательного политолога Роберта Каплана (Robert D. Kaplan), в которой тот пытается воссоздать способ мышления Владимира Путина. Здесь сильны отзвуки концепции «альянса белого человека», хотя, конечно, никто не употребляет официально это неполиткорректное выражение. Каплану, следует признать, прекрасно удалось вскрыть мировоззрение российских властных элит.
Мир Путина выглядит следующим образом. Пункт первый: в исторической перспективе все серьезные удары падали на Россию с Запада, а налетчиками выступали не только немцы и французы, но также поляки, литовцы и шведы. Поэтому России необходима буферная зона у западных границ.
Пункт второй: эту роль могут играть лишь страны бывшего Варшавского договора, однако Москва уже утратила способность управлять ими, тем более что все государства прежнего блока вошли в ЕС и НАТО. Однако Россия может удерживать их в страхе при помощи газа, а используя дипломатические (агентурные?) действия замедлять процесс их развития.
Пункт третий: РФ — это государство, которое простирается на огромной площади, но при этом его население невелико и продолжает уменьшаться, из-за чего указания центральных властей встречают слабую реакцию в отдаленных регионах. Таким образом, эта страна исторически обречена на сильный режим, который решительно проводит свои решения в жизнь. В противном случае государству грозил бы фактический (не обязательно юридический) распад. Исходя из этого, любая критика в адрес российских властей за нарушение прав человека и принципов демократии, оказывается неуместной.
Пункт четвертый: у России нет шансов заключить с Китаем союз против Запада. Эти государства способны только на тактическое сотрудничество: у них слишком разные стратегические интересы, чтобы создать крепкий альянс.
2.
Так выглядит геополитическая шахматная доска, на которой играет российская власть. Она ожидает, что Запад, и в первую очередь Соединенные Штаты, поймут сложившуюся ситуацию и будут вести дела с Россией на базе игры интересов, в которой нет места лирике вроде прав человека. Логика и мировой расклад сил подталкивают к альянсу против Китая. Москва ждет от США жеста президента Никсона, который, невзирая на преступный характер режима китайских коммунистов, решил сотрудничать с Пекином, чтобы сыграть против Советского Союза. И так появилась ни много, ни мало идея «альянса белого человека».
Роль Никсона мог бы сейчас сыграть Обама, однако, к удивлению Кремля, Америка не хочет разыгрывать эту карту, и даже страны ЕС в последнее время проявляют все меньше понимания к российским слабостям. Американская администрация прекрасно осознает, что в долгосрочной перспективе США будут обречены на политический, а возможно даже военный конфликт с Китаем, и поэтому выстраивает вокруг него союзы, хотя предпочитает пока ставить на азиатских игроков (Япония, Корея, Тайвань, Филиппины, отчасти Вьетнам), а не на Россию. Каплан полагает, что американское общество не согласно на альянс с Кремлем, и даже если Обама был бы склонен пойти на такой шаг, он не сделает его вразрез общественному мнению.
3.
Что невозможно сегодня, может стать реальностью завтра, и в этом месте эта история начинает быть интересной для нас. За «альянс белого человека» пришлось бы заплатить определенную цену. Россия наверняка бы потребовала уважать ее право на сферу влияния в Центральной Азии, на Кавказе, в Белоруссии и на Украине, а вторым требованием стала бы политическая и военная нейтрализация бывшего Восточного блока. В таком случае пришлось бы забыть о размещении американских ракет и баз НАТО на польской территории.
Смог бы Вашингтон принять такие условия? Скорее всего, да. Ведь требования не чрезмерны (и не означают подчинения Польши и стран Балтии России), а выгода от геополитического союза с Москвой может быть огромной. Китай занял главное место в размышлениях американцев о мире, что демонстрирует новая стратегия Обамы. Рано или поздно вариант альянса с Москвой окажется очень соблазнительным. Было бы хорошо, чтобы в тот момент Польша была способна лоббировать (хотя бы на уровне НАТО) против него, потому что нам он не принесет ничего хорошего.