Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой встрече Большой восьмерки, проходящей в североирландском Белфасте, председательствует британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, поскольку в текущем году Британия является председателем «большой восьмерки». The Economist назвала британскую повестку «амбициозной». Три цели Лондона - это торговля, налогообложение и прозрачность.

Пора проводить очередную встречу Группы скольких-нибудь. А сколько их должно быть, этих стран? Двадцать? Две? Сорок семь? Нет, это должна быть Группа восьми. В ее состав входят самые важные промышленно развитые страны мира. И они собираются для обсуждения самых актуальных проблем сегодняшнего дня.

На этой встрече, проходящей в североирландском Белфасте, председательствует британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, поскольку в текущем году Британия является председателем «большой восьмерки». The Economist назвала британскую повестку «амбициозной». Три цели Лондона - это торговля, налогообложение и прозрачность.

Несмотря на обычный поток скучных и многословных публичных заявлений и восторженные сообщения прессы, эта встреча, скорее всего, станет потерей времени. Рассмотрим ее официальную повестку.

Торговля. Это важный вопрос, особенно с учетом провала переговоров ВТО в Дохе о либерализации торговли. Однако Группа восьми вряд ли многого добьется. Одно из главных препятствий на пути к Дохе - это сельскохозяйственные субсидии США и Евросоюза. Но в этой области никаких изменений нет и не будет. Напротив, конгресс намерен принять новый дорогостоящий «фермерский закон», а ЕС проводит еще более дорогостоящую «общую сельскохозяйственную политику».

Предложения о либерализации азиатско-тихоокеанской и трансатлантической торговли осложнены многочисленными препятствиями, и их реализация кажется невозможной. Америка договаривается о транс-тихоокеанском партнерстве, но включение в него Японии и исключение Китая создает значительные политические осложнения. Возражения Франции снижают вероятность заключения содержательного соглашения между США и ЕС. А Европа завязла в торговом противостоянии с Китаем, в котором не может быть победителей.

Читайте также: Без Путина на G8 спорить почти не о чем

Участникам «большой восьмерки» было бы очень полезно урегулировать хотя бы какие-то разногласия по этим вопросам. Встреча в Северной Ирландии скорее породит большой объем высокопарной риторики о возможностях развития торговли, чем приведет к значимому прогрессу в преодолении препятствий на пути ее либерализации.

Президент России Владимир Путин, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и президент США Барак Обама


Налогообложение. Если и существует какой-то вопрос, по которому налицо согласие политиков всех стран, то это необходимость дальнейшего выжимания соков из населения. Отсюда и целенаправленные атаки на «налоговые оазисы», и «агрессивное налоговое планирование», особенно со стороны транснациональных корпораций. Европейский Союз опубликовал пресс-релиз, в котором сухо заметил, что «налоговое мошенничество и уклонение от уплаты налогов ограничивают возможности государств по получению денежных средств и по реализации их экономической и социальной политики».

Конечно, это можно назвать местью влиятельным группировкам и превращением граждан в иждивенцев. Но если бы политики не были такими корыстолюбивыми, а группы с особыми интересами не господствовали во всех сферах, трудящиеся во всем мире могли бы получать больше денег, заработанных тяжелым трудом, и у них было бы меньше стимулов уклоняться от налогов. К сожалению, в этой области Группа восьми имеет мощный стимул стать более «продуктивной», объединяясь для того, чтобы пожертвовать остатками неприкосновенности частной жизни своих граждан ради отнятия у них последнего пенса. Чтобы удовлетворить ненасытных политиков, мы должны будем пожертвовать своим благосостоянием.

Также по теме: Интернет и G8 без пользователей

Прозрачность. Группа восьми будет ратовать за прозрачность и борьбу с коррупцией в мировой торговле, особенно в «добывающих отраслях и в лесном хозяйстве. Это достойное направление деятельности, но естественно, самыми крупными нарушителями здесь являются многочисленные страны третьего мира, не входящие в «большую восьмерку». Поэтому разные конференции, законы, правила, заявления и тому подобное будут иметь лишь ограниченный результат, пока правительства бедных стран представляют собой систему организованного грабежа и мародерства.

Самый важный шаг в этом направлении, который может предпринять «большая восьмерка», заключается в отказе от подталкивания стран к оказанию помощи бедным государствам, или как ее еще неверно называют, к оказанию «иностранной помощи». (На сборищах «восьмерки» обычно звучат шаблонные обещания увеличить государственную помощь на развитие.) Богатые страны должны прекратить финансовые вливания самым коррумпированным и расточительным режимам. Гуманитарная помощь и содействие в развитии, предоставляемые неправительственными организациями конкретным людям, а также частные инвестиции и торговля с частными компаниями дадут гораздо больше положительных экономических и социальных результатов, и при этом будет меньше возможностей для взяточничества, незаконных доходов и прочих злоупотреблений.

Другие вопросы. Есть и масса других вопросов для обсуждения на саммите. Но особых результатов от него ждать не приходится. Лидеры будут болтать о стимулировании мировой экономики, хотя никто из них не знает, как это делать. Даже часто критикуемые меры жесткой экономии Европы - и те оказываются бесполезными, поскольку большинство государств предпочитает повышать налоги и не сокращать ассигнования. Участники Группы восьми будут больше обычного вести заумные разговоры о климатических изменениях, но поскольку глобальные температуры более десяти лет остаются практически неизменными, никто не хочет разрушать свою экономику во имя предотвращения якобы надвигающегося кризиса, который и на серьезную проблему-то не очень похож.

Саммит G8 в Северной Ирландии


Читайте также: Путин очень нужен на встречах глав государств G8 и НАТО


Во время встречи главы государств будут также обсуждать проблемы безопасности, такие, как Сирия, по которым между ними существуют глубокие противоречия. Решение администрации Обамы о поставках оружия повстанцам скорее приведет к активизации боевых действий, чем к свержению режима Асада. Другие проблемы, начиная с Ирана, Израиля и Палестины, и кончая Северной Кореей, кажутся неразрешимыми и безнадежными, и по ним, скорее всего, будет гораздо больше ханжеской риторики, нежели практических решений.

Конечно, самым важным аспектом во время встречи станут многочисленные фотосессии с участием глав государств, показывающие, как они «осуществляют руководство» от имени своих избирателей. Вы помните какой-нибудь важный результат прошлогодней встречи Группы восьми? А помните, где проходил саммит 2011 года? Можете ли вы повторить темы саммита 2010 года? Знаете, кто председательствовал в организации в 2009 году? Наверняка, ответ на все эти вопросы будет один – нет. И даже любители политики не смогут дать правильные ответы. На практике, несмотря на весь этот активный пиар и разглагольствования, саммиты редко дают серьезные результаты.

В процессах, проходящих внутри «большой восьмерки», для Соединенных Штатов скрывается одна любопытная аномалия, не имеющая отношения к другим членам этого объединения. Хотя США с энтузиазмом выступают за дальнейшую интеграцию с семью другими членами «восьмерки» во имя процветания и развития, Вашингтон может добиться такого же результата для Америки, просто сократив субсидии этим странам-членам.

Также по теме: G8 обещает дать странам «арабской весны» 20 миллиардов долларов

В конце концов, большая часть колоссального и непомерно раздутого военного бюджета федерального правительства (составляющего 45% общемировых военных расходов) предназначена для защиты американских союзников. Членам НАТО из состава Группы восьми не грозят явные и серьезные военные опасности. Самый очевидный противник, каким является Россия (также входящая в «восьмерку»), вряд ли совершит нападение даже на самых восточных членов трансатлантического альянса (не являющихся членами «восьмерки»). (Безусловно, совершенно непонятно, что есть такого «трансатлантического» у стран Балтии, Словении, Румынии, Хорватии, Словакии и Албании.)

Большая часть остальных «оборонных» ассигнований США предназначена для члена Группы восьми Японии и ее соседей. Токио выделяет на нужды своих вооруженных сил примерно четверть того, что тратят США, и рассчитывает на то, что Вашингтон будет делать всю тяжелую работу в рамках обороны Японии. В частности, перед США стоит задача по сдерживанию маловероятного китайского нападения на Японские острова и отстаиванию спорных притязаний Токио на груду скал в Тихом океане вопреки все более агрессивным встречным притязаниям Пекина. А если нападение будет совершено на Америку, перед Японией встанет задача выступить с заявлением для прессы критического содержания.

Может, американским руководителям и нравится иллюзия того, что они правят миром, однако получающаяся в результате внешняя политика, если она заслуживает право называться таковой, больше недопустима и непозволительна. Америка - на грани банкротства, и не следует ждать, что она вечно будет субсидировать своих вполне благополучных, процветающих и густонаселенных союзников. Вашингтону надо добавить содержательности очередному саммиту «большой восьмерки» и начать движение в новом направлении.

Дуг Бэндоу – старший научный сотрудник Института Катона (Cato Institute). Он работал специальным помощником у президента Рональда Рейгана и написал несколько книг, в том числе, «Foreign Follies: America’s New Global Empire» (Зарубежные авантюры: Новая глобальная империя Америки).