Его зовут Алимжан Тохтахунов. В 1992 году на этого российского олигарха узбекского происхождения по прозвищу «тайванчик» пали подозрения в подкупе судей на соревнованиях по фигурному катанию во время Зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Избежать разбирательства по поводу причастности к махинациям не удалось и главе французской федерации этого спорта. Тохтахунова ненадолго взяли под стражу в Италии, однако затем отпустили на свободу. Следствие завязло. Сегодня он по-прежнему с успехом ведет дела в Москве.
Но вот его имя вновь появилось на первых полосах американских газет. Если присмотреться, Алимжан сильно напоминает азиатского «авторитета» Ахмета из великолепной картины «Олигарх» Павла Лунгина. Та же самая холодная улыбка и затемненные очки, слегка полная фигура. Он преступник? Как бы то ни было, ФБР называет его организатором сети по отмыванию денег. Предполагаемой сообщницей является Хелли Нахмад, владелица галереи поблизости от одного из лучших на Манхэттене отелей, Carlyle.
Читайте также: Как русская мафия отмывает деньги на Кипре
Хелли Нахмад подозревают в том, что она взяла на себя роль финансиста и букмекера, а также занималась отмыванием денег для круга состоятельных любителей покера. Богачи с готовностью выкладывали там по 25 000 долларов за фишку (в их числе упоминались в частности Леонардо Ди Каприо, Бен Аффлек и Мэтт Деймон). Следователи утверждают, что с помощью игры было отмыто в общей сложности более 100 миллионов долларов. Кроме того, Хелли Нахмад обвиняют и в других правонарушениях. 16 апреля полиция опечатала двери ее галереи. Позднее она возобновила работу, однако ее владелице, которая оказалась фигурантом в деле о рэкете и отмывании денег, пришлось заложить квартиру стоимостью в 21 миллион долларов, чтобы внести залог.
Искусство — предмет спекуляции
У Хелли Нахмад есть одно преимущество: следователи, по всей видимости, все больше запутываются в хитросплетении следов, которые ведут в Лас-Вегас, Москву, на Украину, Кипр, в Швейцарию, Панаму и прочие места, куда протянулись ее связи как владелицы галереи и покрываемая ими незаконная деятельность. Но зачем вообще заниматься отмыванием столь «скромных» спекулятивных доходов (от перепродажи предметов искусства или спортивных ставок), если состояние вашей семьи, по оценкам Forbes, составляет 3 миллиарда долларов? Может быть, потому что у нас теперь умеют делать деньги только с помощью других денег. В целом же это дело вполне типично для нью-йоркской среды, где искусство становится предметом активной спекуляции. И, как и в чисто финансовой спекуляции (на валюте, облигациях или пальмовом масле), было бы удивительно, если бы игроки и мошенники не проявили к ней интереса. В кругах художников и торговцев искусством в Нью-Йорке этот вопрос обсуждается со все большей тревогой.
Также по теме: В США обнаружена "крупнейшая фирма по отмыванию денег"
Оказывается, что в Париже проживает некий фотограф и критик Эзра Нахмад, дальний родственник братьев Давида, Эзры и Джозефа Нахмад, которые и основали династию торговцев произведениями искусства. «Эта троица жила в трех крупнейших центрах европейского оффшора, Женеве, Лондоне и Монте-Карло, — рассказывает он. — Она сыграла важную роль в спекулятивной финансизации рынка искусства за последние 30 лет. В аэропорту Женевы у нее был "оффшорный склад", где хранились все коллекции. С тех пор эта система была усовершенствована, и сегодня ключевым звеном стал Сингапур. Как бы то ни было, братья Нахмад наметили поворотный момент: переход к художественному обществу, где богатые меценаты, знатоки и любители искусства, сдают позиции под напором спекулянтов. Они сами начинали путь как знатоки и любители, но их преемники в конечном итоге стали спекулянтами».
Что касается Хелли Нахмад, ее судьбу решит суд (если все пройдет, как задумано, то процесс по ее делу, в котором проходят фигурантами еще 33 человека, состоится в 2014 году). В любом случае, как с тревогой отмечает Эзра Нахмад, связи Хелли с российской преступностью могут быть «признаком криминализации рынка искусства по примеру других рынков в прошлом». В обвинительном заключении Алимжан Тохтахунов проходит как «вор в законе» (российский аналог «крестного отца»), которого подозревают в организации системы по отмыванию денег за пределами США. Если пройти мимо галереи Нахмад, то на витрине можно увидеть минималистическую скульптуру Колдера. Ее название — «Змей на столе».