В прошлых материалах мы пытались в общих чертах разъяснить, что в мире есть два типа левых сил: более радикальные и более умеренные. Можно вспомнить также, что среди основоположников левого движения - социал-демократов Германии XIX века - принципиальные разногласия в начале XX века возникли между сторонниками реформ (более умеренными, например, шведскими социал-демократами) и сторонниками революции (более радикальными).
Рассмотрим суть конфронтации, которая возникла между германскими и в целом европейскими социал-демократами и российскими коммунистами-большевиками во главе с Лениным.
Читайте также: Социальная справедливость от Маркса и Сталина
В статье «Революция против "Капитала"» Грамши приветствует большевистскую революцию. Речь идет не о капиталах буржуазии, а о главном произведении Карла Маркса. «События взорвали критические схемы, определяющие, как российская история должна развертываться в соответствии с канонами исторического материализма. Большевики отвергли Карла Маркса», - пишет Грамши и задает вопрос по существу: «Почему они [российские люди] должны были ждать, пока история Англии повторится в России, пока поднимется буржуазия, начнется классовая борьба, сформируется классовое сознание и катастрофа капиталистического мира, в конце концов, действительно ударит по ним?»
Социал-демократы Германии во главе с Каутским и российские меньшевики считали, что обязательными предпосылками для социалистической революции было развитие капитализма, рост производительных сил, социальных классов и т.д.
Также по теме: Тройки бывают разные
Ленин писал в своих «Апрельских тезисах», что власть перешла из рук одного класса в руки другого и поэтому буржуазную революцию можно считать свершившейся, будто бы одно это событие воплощало в себе капиталистическую, экономическую, социальную, культурную, технологическую революции, которые происходили в Западной Европе.
В конце концов, в России образовалось коммунистическое тоталитарное государство, которое в итоге разрушилось, не выдержав собственного веса. Европейские левоцентристы сформировали государство социального благополучия, в котором удалось добиться большего социального равенства и наибольшего прогресса на планете.
Сегодня граждане Венесуэлы могут ответить на вопрос Грамши - почему? Потому что только бурный рост производительных сил, который, судя по опыту, достигается только при капитализме, способен принести богатство, которое социалисты собираются справедливо распределять. По крайней мере, в Венесуэле истинной революцией является образование современного капиталистического общества, где социально ориентированному государству отводится сильная роль. Можно сказать, что речь идет о модели социалистического государства с капиталистическим обществом. Хоть бы эта давняя полемика пошла на пользу приверженцам социалистических идеалов, занимающим высокие посты в правительстве.