Девятая официальная поездка в Европу впервые привела действующего президента США в Германию. Ранее Барак Обама бывал в Берлине летом 2008 года, когда двести тысяч жителей и гостей столицы, собравшихся вокруг Колонны Победы, слушали вдохновенную речь полного сил и энергии докризисного кандидата в президенты, предлагавшего трансатлантическому союзу Германии с Америкой «возводить новые мосты» по всему миру.
Сегодняшний Барак Обама – усталый человек, отстоявший власть, но, как пятьдесят лет назад Джон Кеннеди, не сумевший разрешить ни одно из противоречий Америки, чей антагонизм между белыми и черными, богатыми и бедными, верующими и агностиками не склонен уйти в историю и в XXI веке. Как Кеннеди не удалось многое из задуманного и обещанного, так и у Обамы не получается претворить в жизнь надежды на обновление, связывавшиеся с президентом, о котором Кэролайн Кеннеди (Caroline Kennedy), дочь застреленного в Далласе JFK, сказала: «Я полжизни ждала такого человека, как мой отец». Большие надежды остались ожиданиями, и в Берлине Обама обсуждал обычные деловые вопросы вроде соглашения о свободной торговле, которое Америке предстоит вскоре заключить с Евросоюзом.
Читайте также: «Мессианское предназначение» Барака Обамы
С одной стороны, сегодняшние воспоминания о визите в Западный Берлин Джона Кеннеди (John F. Kennedy), пережившие очередной ренессанс накануне визита Обамы, в который раз демонстрируют, насколько немецко-американские связи значительны для всего мира. С другой – параллели с Кеннеди неумолимо свидетельствуют о том, какие изменения претерпел этот мир за последние пятьдесят лет. Полвека назад окруженный социалистическим унынием Берлин приветствовал реформатора, объяснявшего Германии, что она тоже способна быть прекрасной, в особенности – если готова брать пример с Америки.
Сегодня немецкий народ, из послевоенного ученика ставший близким к равному партнером, совсем не нужно подбадривать, а в столицу давно объединенной страны приехал выступить лауреат Нобелевской премии мира, чьи спецслужбы шпионят по всей планете за гражданами чужих государств с невиданной активностью.
Федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) в очередной раз пригласила Барака Обаму в Германию сразу после его переизбрания на второй президентский срок. Однако Обама оказался единственным за полвека президентом США, который не приехал в Германию в первый или хотя бы второй год у власти. Сейчас, незадолго до выборов в Германии, уже канцлер, как и ее социал-демократический соперник Пер Штайнбрюк (Peer Steinbrück), были заинтересованы в том, чтобы использовать рабочие встречи с американским президентом в собственных интересах.
Также по теме: Обама может предотвратить еще одну холодную войну
44-й президент США прибыл в Германию со всей семьей – женой Мишель (Michelle Obama) и двумя дочерьми, Малией (Malia Obama) и Сашей (Natasha «Sasha» Obama). Переночевав в »Ритц Карлтоне» на Потсдамской площади, в 10 утра 19 июня – самого жаркого пока дня 2013 года – Обама направился во дворец Бельвю на прием к федеральному президенту Йоахиму Гауку (Joachim Gauck). Уже через час американский президент встречался с Ангелой Меркель, позже обедал с ней – с глазу на глаз, а во второй половине дня держал речь у Бранденбургских ворот, общался с Пером Штайнбрюком и ужинал во дворце Шарлоттенбург в обществе 250 избранных гостей. Мишель Обама провела день в сопровождении супруга Ангелы Меркель Йоахима Зауэра (Joachim Sauer), посетив мемориал жертв Холокоста, заехав в Рейхстаг и осмотрев фрагменты Берлинской стены на Бернауэрштрассе.
Визит Обамы в Берлин 18−19 июня состоялся непосредственно после встречи глав государств «Большой восьмерки» в Северной Ирландии, одной из основных тем которой стала суровая дуэль России и США по поводу ситуации в Сирии. В немецкой столице этот злободневный вопрос обсуждался немного, зато была затронута тема международного шпионажа со стороны американских спецслужб, вызвавшая возмущение в Германии: проигнорировать актуальный скандал было бы непростительной предвыборной ошибкой со стороны как Ангелы Меркель, так и ее оппонентов. Не бывает стопроцентной безопасности при полном отсутствии неудобств – такой ответ Барак Обама уже давал на вопросы, связанные с избыточным интересом спецслужб к личной жизни граждан. Как и ожидалось, примерно ту же идею президент США сформулировал и в Берлине, не сказав ничего нового – как о программе слежения PRISM, так и о самих американско-немецких взаимоотношениях, из сердечно-дружеских вновь превратившихся в необходимо-партнерские.