Ранее, когда представители фан-клуба футбольной команды «Бешикташ» приняли участие в протестных акциях в Турции, мы уже пытались дать определение «Чарши». На мой взгляд, сегодня возникли условия, когда необходимо вновь обратиться к этому феномену. Речь идет о сообществе болельщиков, обладающих высоким уровнем социальной чувствительности, способных реагировать на значимые проблемы в жизни общества, сформулировать посыл и достаточно просто обратить его в креативные формулы. «Чарши» – это объединение, а не некое юридическое лицо. Это платформа, на которой в рамках определенных ценностей сливаются различные взгляды, и благодаря этому ей удается вырабатывать единую позицию.
Читайте также: Уродливый мир фанатов санкт-петербургского «Зенита»
Эта особенность также превращает «Чарши» в площадку, на которой представлено практически любое мировоззрение и политическое предпочтение. В то же время это гибкая, не имеющая лидера структура, окруженная ореолом районной культуры (район Бешикташ, Стамбул), но способной при этом объединять болельщиков футбольного клуба «Бешикташ» со всех концов света на почве общей социальной активности. Именно этим вызвана способность данного сообщества не зацикливаться на определенных политико-общественных позициях и осознанно вырабатывать манеру поведения, опирающуюся на ценности «Бешикташа» даже в тех областях, которые могут создавать противоречивые впечатления. Поэтому активность «Чарши» в протестном движении в парке Гези вовсе не удивительна.
В ходе демонстраций в Гези проявилось стремление «Чарши» сохранить характерную для членов сообщества социальную восприимчивость. Я могу весьма уверенно это утверждать как спортивный обозреватель, постоянно поддерживающий контакты с болельщиками клуба «Бешикташ» и принимающий во внимание их позицию. В отношении ставшего предметом расследования в Турции необоснованного применения силы к демонстрантам, под знаком которого прошли прежде всего первые дни протестов, представители «Чарши» старались не отступить от принципа «безудержной смекалки и креативности». Многое из того, что произошло, было приписано «Чарши» и, возможно, обросло мифами, но я убежден, что протекционистская и умиротворяющая позиция этого сообщества с самого первого дня не изменилась.
Также по теме: Светское пробуждение Турции
Состоявшиеся в прошлое воскресенье аресты членов «Чарши» я наблюдал с тревогой и сожалением. И мои чувства разделяли очень многие участники заседания Генерального совета клуба «Бешикташ», с которыми мы находились в одном конгресс-холле. Мы уже неоднократно выражали нашу глубокую убежденность в невиновности «Бешикташа» в деле об организации договорных матчей, а сегодня мы также глубоко убеждены в том, что болельщики «Чарши» не являются участниками какого бы то ни было беззакония. Обращают на себя внимание сообщения, появившиеся несколько дней назад на официальном twitter-аккаунте «Чарши» ForzaHaber и на форуме Forza Beşiktaş. Почитайте, и у вас сформируется отчетливое представление об основных сферах социальной восприимчивости этого клуба болельщиков и его позиции, которая определенно противостоит насилию.