Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Татарская «Катынь» взбудоражила россиян

Крымские татары сняли свою «Катынь» — фильм «Хайтарма» о трагедии их народа, который подвергся в 1944 году сталинской депортации. Лента уже стала причиной скандала и отставки российского консула в Симферополе, но в кинотеатры, как и фильм Анджея Вайды, «Хайтарма» попадет еще нескоро

Кадр из фильма «Хайтарма»
Кадр из фильма «Хайтарма»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Крымские татары сняли свою «Катынь» — фильм «Хайтарма» о трагедии их народа, который подвергся в 1944 году сталинской депортации. Лента уже стала причиной скандала и отставки российского консула в Симферополе, но в кинотеатры, как и фильм Анджея Вайды, «Хайтарма» попадет еще нескоро. Наши предки пережили войну, а сможем ли мы выдержать правду о ней?

«"Комсомольская правда" написала, что в "Хайтарму" должны были войти острые антироссийские кадры, например, эпизод, в котором сотрудник НКВД мочится на татарских детей и стариков, которых гонят в поезд. Их якобы не удалось снять, потому что ни один русский актер не согласился играть в сценах, которые бросают тень на память о его народе. Однако ничего подобного в сценарии не было. Мы снимали не антирусский, а антитоталитарный фильм, как Вайда. Дело в том, что не все в России понимают эту разницу», — сказал "Gazeta Wyborcza" Ленур Ислямов — продюсер и автор идеи ленты «Хайтарма».

Герой возвращается домой

«Хайтарма» по-татарски — это возвращение и название национального танца. Фильм переносит зрителей в 1944 год. Красная Армия гонит немцев из Крыма, 17 мая герой СССР майор авиации Аметхан Султан прилетает на своем истребителе с фронтового аэродрома в короткий отпуск в родную Алупку. Утром следующего дня по приказу Сталина начинается зачистка полуострова от татар, которых «отец народов» назвал предателями и прислужниками Гитлера. Людей выгоняют из домов, позволяя взять с собой только запас еды на два дня. Тысячи женщин, детей и стариков грузят в поезда и везут в далекий Узбекистан. Мужчин нет. 50 тысяч крымских татар сражаются на фонте в рядах Красной Армии, а те, кто во время оккупации оказался в немецких отрядах (а их было около 15 тысяч) отошли с отступающим Вермахтом на запад.

Сталин, руководствуясь излюбленным большевиками, гитлеровцами и последователями прочих тоталитарных доктрин принципом коллективной ответственности, признал целый народ крымских татар предателями, заслуживающими наказания ссылкой в далекие негостеприимные места.



От офицера, который руководит операцией в Алупке, Султан узнает что и он — человек сбивший 30 немецких самолетов и награжденный Звездой героя — считается предателем, потому что он татарин. Пилот предпринимает отчаянную попытку спасти свою семью и любимую женщину. Ему удается спрятать родителей и сестру от палачей благодаря помощи майора Кротова — доброго НКВДшника, который напоминает героя вайдовской «Катыни» — капитана Попова.

Сценарий фильма написан на основе рассказов татар, которые были еще детьми, когда 18 мая 1944 их выгнали из домов и вывезли в Узбекистан, откуда им позволили вернуться в родные края только через 45 лет. Многие из них сыграли в массовых сценах «Хайтармы». Они пришли на главные площади Алупки и Бахчисарая, где проводились съемки, со своими внуками — как их бабки и деды 69 лет назад. Некоторые принесли с собой предметы, которые удалось тогда забрать с собой их предкам, и которые как реликвии хранились в их семьях: миска, швейная машинка...

Кадр из фильма «Хайтарма»


Одним их тех, чьи воспоминания легли в основу сценария, был Айдер Асанов — ювелир из Бахчисарая. Он рассказывал мне, как его, двенадцатилетнего мальчика, 18 мая 1944 года разбудил громкий стук в дверь. «Потом целый день отовсюду несся лай собак и крики "Твою мать, твою мать, твою мать!" Когда я смотрю фильмы о Холокосте и вижу, как лица набитых в теплушки евреев пропадают за закрывающимися дверями вагонов, у меня вновь стоит в ушах эта монотонная ругань. Я, наверное, никогда от этого уже не избавлюсь», — вздыхал старый татарин.

Консул заявляет: «извращение»

Премьера «Хайтармы» в Симферополе обернулась громким скандалом. Авторы пригласили на нее восемь русских летчиков-ветеранов, которые знали Султана. Однако четверо из них не пришли на сеанс, поскольку генеральный консул Российской Федерации убедил их не ходить на картину, очерняющую СССР. Позже в интервью крымскому телеканалу ATR дипломат признался, что не видел фильма, но был бы готов его посмотреть, если бы это был 20-серийный сериал, где эпизод с депортацией был бы 17 серией, а в предыдущих показывались подвиги советского народа во время войны и сотрудничество крымских татар с немцами. Рассказ об одной только депортации, в результате которой в Среднюю Азию было выслано 200 тысяч татар, а по пути и в первый год ссылки умер каждый четвертый из них, российский консул назвал «извращением».

Кадр из фильма «Хайтарма»


Крымские татары вышли на демонстрацию к консульству России в Симферополе, требуя немедленной отставки дипломата. «Мы не дадим консульству работать, пока им будет управлять этот человек. Для нас он - сталинист и фашист. Мы требуем его немедленной высылки с украинской территории», — заявил зампред крымско-татарского меджлиса Рефат Чубаров.

С протестом выступил также МИД Украины. В конце концов российское ведомство иностранных дел открестилось от высказываний своего чиновника, признав в специальном заявлении, что оно «понимает реакцию», вызванную некорректными высказываниями Андреева. Консул, сознавая, что ему уже не удержаться на своем посту, ушел в отставку, хлопнув на прощание дверью и назвав заявление МИД России «беспомощным, глупым, беспринципным и позорящим ведомство».

Дипломат, который попытался учить украинцев, о чем им снимать фильмы, получил нагоняй, потому что занялся не своим делом, однако он не отклонился от генеральной линии, обозначенной руководством российского государства. Несколько дней назад Сергей Нарышкин, председатель Госдумы и Российского исторического общества, предложил подвергать сценарии исторических фильмов специальной экспертизе, чтобы избежать в них ошибок и недоразумений.

Месяц назад сам Владимир Путин на встрече с кинематографистами в Сочи призвал их создавать фильмы, которые «рождают гордость за свой народ, за его историю». «Хайтарма» — первый фильм, повествующий о преступлении Сталина против целого народа, — к этой категории не относится. Он, скорее, склоняет к размышлениям и напоминает, что аналогичную депортацию «отец народов» устроил чеченцам, ингушам, поволжским немцам, туркам-месхетинцам и другим советским народам.

На фронте было легче

Кадр из фильма «Хайтарма»


Пропутинская газета «Комсомольская правда» посвятила «Хайтарме» две обширные, двухстраничные статьи, в которых объясняла читателям, откуда берутся такие вредные фильмы. Газета, ссылаясь на директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина, писала, что речь здесь идет о явлении, которое называется в психологии «виктимизация». «Любая нация, особенно новая, должна раскопать в своей истории преступление, которое было против нее совершено и которое способно ее сплотить. Так действовали все, начиная с XIX века: венгры, поляки, евреи. Этим не страдали старые нации — французы и англичане. Несвойственно это и русским», — утверждал эксперт. [...]

17 июня Крымские татары представили «Хайтарму» на закрытом показе в Москве — для круга знакомых и их приятелей. Похожим образом в российской столице несколько лет назад дебютировала «Катынь» Вайды.

Зрители размышляли, может ли подобное кино быть показано по российскому телевидению, и пришли к выводу, что шансов на это нет. Пример «Катыни», которую в 2010 году показал канал «Культура», а затем Россия-1, тем не менее демонстрирует, что может быть и иначе. Ленур Ислямов обратился к зрителям с вопросом «Наши предки пережили войну, а сможем ли мы выдержать правду о ней?»