Президент Эквадора Рафаэль Корреа стремится стать лидером антиимпериалистического движения в мире и желает превратиться в ярого защитника левых идей. Сначала он предоставляет политическое убежище создателю Wikileaks Джулиану Ассанжу, а сейчас экс-сотруднику ЦРУ и Агентства национальной безопасности США Эдварду Сноудену. Одновременно у себя в стране выступает инициаторам принятия «закона-кляпа» о контроле над СМИ.
Двойная мораль лидера Эквадора лишний раз говорит о его политическом лицемерии.
«Угрозы демократии уже больше не исходят от жестоких и кровожадных военных хунт. Теперь они приходят в виде странных законов, политических решений на фоне всеобщей апатии общества. Удивительно, что такого рода законы принимаются в демократическом обществе, конституционно избранным парламентом и президентом страны», - считает политолог Симон Пачано (Simón Pachano) .
По его мнению, раньше вещи назывались своими именами. Если это был переворот, то его так и называли - переворот, а за ним всегда следовала диктатура. Сейчас все перевернулось. Не стало переворотов, диктатур, и мы считаем, что живем в демократическом обществе, несмотря на отсутствие в нем определенных атрибутов демократии.
От Ассанжа к Сноудену
Небольшая страна Эквадор привлекла к себе внимание мирового сообщества и СМИ в 2012 году, после того как официальные власти предоставили политическое убежище Джулиану Ассанжу, тем самым бросив вызов Великобритании и США.
Спустя год Корреа продолжает утверждать, что такой шаг Эквадора не создал проблем для этой южноамериканской страны и подтвердил, что он будет продолжать защищать австралийца до конца.
«У нас нет никаких проблем ни с кем, после того как мы предоставили политическое убежище Джулиану Ассанжу. Он будет продолжать находиться под защитой эквадорского государства в посольстве Эквадора в Лондоне столько времени, сколько захочет», - с гордостью заявил Корреа.
Одной из причин, почему Эквадор предоставил политическое убежище, стало то, что Корреа считает Ассанжа борцом за свободу слова.
«Ассанж, несомненно, большой профессионал, который заслужил мировое признание благодаря своей борьбе за свободу слова и защите прав человека», - считает президент Эквадора.
Сейчас нечто подобное происходит с делом Сноудена.
«Корреа не смог устоять перед соблазном вновь привлечь к своей фигуре мировое внимание делом Сноудена, он этим воспользовался и тем самым бросил вызов Соединенным Штатам»,- заявил Майкл Чифтер, президент центра политического анализа Межамериканского диалога в Майями.
«Корреа всегда был ярым спорщиком, он любит наслаждаться конфронтацией. Если Корреа решится предоставить политическое убежище еще и Сноудеру, то он, тем самым, продемонстрирует всему миру, что он ничего не боится и не допускает возможности ответных мер со стороны Белого дома», - считает Майкл Чифтер.
Обратная сторона лица президента Эквадора
Сейчас Корреа выглядит героем, борцом за свободу, который осмелился бросить вызов США.
Вместе с тем у себя на родине у него нет достойных ему политических соперников, а СМИ стали главной мишенью атак президента Эквадора начиная с 2009 года.
Игнасио Гомес, президент Фонда свободы прессы в Колумбии, рассказал в интервью журналу Semana, что «прошлогодние атаки Корреа против национальной прессы являются наиболее серьезными за последнее время в Латинской Америке». Это касается как закрытия отдельных СМИ, так и создания Высшего управления информации и коммуникаций, которое контролирует и оценивает деятельность местных журналов и газет.
Корреа не устает повторять, что латиноамериканские СМИ, за редким исключением, работают очень плохо. Лидер Эквадора говорит о том, что свободная пресса является жизненно важным элементом демократии, и в то же время заявляет, что плохие новости смертельно опасны для демократии и подрывают авторитет власти.
Президент Эквадора полагает, что он стал «жертвой постоянного линчевания со стороны СМИ», наряду с президентом Аргентины Кристиной Киршнер и покойным Уго Чавесом.
Эквадорское правительство, имея абсолютное большинство в национальном парламенте, сумело принять новый закон о СМИ, который дает возможность государственным учреждениям осуществлять контроль над их деятельностью.
В частности, речь идет о создании Высшего управления информации и коммуникаций, которое будет контролировать, участвовать и оценивать деятельность местных СМИ. Глава этой организации сможет не только применять санкции к СМИ, но и опрашивать население и людей, связанных с этим, обо всём, что ему понадобится.
Частный сектор, которому до этого принадлежали 85,5% радио- и телечастот, теперь сократится до 33%. Контент также изменится радикально: 50% радиоэфира и 60% телеэфира нужно будет уделять местным новостям.
Статья 26 Закона о СМИ запрещает СМИ публиковать материалы, порочащие или дискредитирующие действия чиновников.
После принятия нового закона о СМИ более 50 ведущих эквадорских СМИ выступили с совместным заявлением, где осудили действия властей, направленные на удушение свободы слова.
«Рафаэль Корреа пытается придушить оппозицию. Его нетерпимость к критике на страницах СМИ не имеет границ. Корреа использует любую возможность, чтобы оскорбить неугодных ему журналистов и издания. Публичное уничтожение газеты - служит призывом к населению страны, чтобы их не читали», - говорится в совместном заявлении.