Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нужно ли России каяться за свою историю?

Спросила радиостанция «Эхо Москвы» у читателей. Интересная такая постановка вопроса. «День» решил продолжить дискуссию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исторические темы, часто обсуждаемые на радиостанции «Эхо Москвы». Для нас это всегда хорошая возможность оценить дискуссию российских интеллектуалов по поводу собственного прошлого. А с учетом непростых российско-украинских отношений и противоречивых страниц в истории обеих стран это хороший повод для анализа.

Исторические темы, часто обсуждаемые на радиостанции «Эхо Москвы». Для нас это всегда хорошая возможность оценить дискуссию российских интеллектуалов по поводу собственного прошлого. А с учетом непростых российско-украинских отношений и противоречивых страниц в истории обеих стран это хороший повод для анализа.

Конечно, нужно учитывать особую аудиторию «Эхо Москвы», но результат обнадеживает. На вопрос, вынесенный в заголовок, большинство посетителей сайта ответили «да» — 54,9%. Таких, кто считает — «нет», проголосовало 43,5%. И затруднились ответить — 1,6%. На момент подготовки нашего материала проголосовало около шести тысяч человек.

Далеко не все было гладко в российской истории — трагических событий много. Особенно показательным является советский период.

«Читаю «Большой Город». Они время от времени делают журнал с семью историями никому не известных людей, которые рассказывают про свою жизнь. И вот каждый раз, когда я слушаю, смотрю или читаю автобиографии тех, кому сейчас за восемьдесят, — я каждый раз поражаюсь, — пишет у себя на станице в «Фейсбук» российский журналист Аркадий Бабченко. — Да что ж за страна-то такая. Почему? Как так вышло? Как получилось, что власть в России захватили людоеды? Как так вышло, что эти людоеды почти сто лет управляют страной? Почему до сих пор они у власти? Почему мы им позволяем сажать нас, убивать нас, давить нас, душить нас. Революция, разруха, репрессии, ссылки, голод, война, опять голод, лагеря, НКВД, карточки, антисемитизм, отказ в работе, диссиденты, Венгрия, Чехословакия, Афган, девяносто первый, девяносто третий, бандиты, Первая Чечня, Вторая Чечня, Путин, опять НКВД, опять диссиденты, опять тюрьмы, опять лагеря, Гундяев, фашизм, православный фашизм...»

Каждый человек по-своему понимает и оценивает историю из имеющихся фактов. Покаяние — одна из возможностей, позволяющая признать свои ошибки. А их в российской и украинской истории немало. Готовы ли мы к этому?

Комментарии

«Покаяние за то, что наше коллективное бессознательное постоянно воспроизводит монстров, еще впереди»

Валерий Балаян, кинорежиссер, сценарист, член Союза кинематографистов РФ и Украины, член Союза журналистов России:
— Я полагаю, что для того, чтобы ответить на вопрос об покаянии за свою историю, надо, как минимум, ее написать. Для начала — новую и особенно — новейшую.
Начать с Ленина — враг ли он России и немецкий шпион, работающий на неприятеля в воюющей стране, а следовательно, государственный изменник?

Кто такие большевики и как надо расценивать осуществленный ими государственный насильственный переворот после того, как их не устроили результаты выборов в Учредительное собрание?

Как расценивать оккупацию Украины, а потом — и кавказских стран Россией?

Можно ли применить термин «геноцид» к собственному народу в результате правления Сталина и его банды?

Как относиться к генералу Власову — он герой России или предатель СССР?

В общем, таких вопросов очень много, и ответы на них не даются. Напротив, в последнее время активизируются усилия уничтожить даже те малые завоевания в области исторических знаний, которые принесла перестройка. Сейчас снова пересмотрена фигура Сталина (как прав был в фильме «Покаяние» Тенгиз Абуладзе!), он теперь снова «эффективный менеджер».

Все это говорит о том, что никакие уроки российской истории до сих пор не поняты, не отрефлексированы, не усвоены. А следовательно, малообразованные российские правители будут и дальше действовать так, как будто никакой истории до них не было. Подтверждая тем самым тезис Бернарда Шоу о том, что «единственный урок истории заключается в том, что из нее не извлекаются никакие уроки».

Мне кажется, каяться за собственную историю не стоит. Как написал Пушкин Чаадаеву — «она такая, какую нам Бог ее дал». А вот понимание того, что в ХХ веке, да и нынче, многое в ней происходило и происходит от нашего собственного соучастия в зле, нашего непобедимого эгоизма и нашего скорбного равнодушия, — оно еще впереди.

Как и покаяние за то, что наше коллективное бессознательное постоянно воспроизводит монстров и чудовищ, ужасающих весь остальной мир. И не важно, какое земное имя при жизни они носят, — от Сталина до Путина.

«Историю нужно знать и не повторять ошибок»

Виктор Мироненко, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, историк:
— Считаю, что в истории не нужно никому каяться, и ею не нужно гордиться. Историю нужно просто знать и пытаться не повторять допущенных ошибок. Я всегда полагал, что ответственность и вина — это очень индивидуальные понятия. Грешен, праведен, виновен, невиновен — конкретный человек. А возводить вину в понятие «вина народа» или «вина партии», или «вина страны» — по-моему, глубоко ошибочный путь. На мой взгляд, вину ни в коем случае не надо переносить на народы или страны.

А что касается вины всего народа — это очень опасный путь. Это очень сложная тема, но я не признаю понятие «коллективная вина». Вина всегда персональная и индивидуальна. А говорить, что виноват народ или партия, — это, с одной стороны, уходить от индивидуальной ответственности, а с другой — плодить новые неприятности.

Я очень признаю покаяние. Признавать свои ошибки и раскаиваться в них — это хорошая черта человека. Но я не признаю перенесение покаяния на народ. Это уже политика и, по моему глубокому убеждению, очень плохая. Как можно каяться всему народу? Народ не обладает чертами индивидуума — понятиями вины, совести, греха и т.д. Каждый человек сам должен раскаяться. Вот как можно требовать от нас покаяния: покайтесь за то, что делал Сталин? Какое имею отношение я или кто-то другой, находившийся в Коммунистической партии Советского Союза в 1989 году, к тому, что творил Сталин в 1936-м или 1937-м? Я могу выйти из этой партии, потому что считаю: то, что он делал, было неправильно. Но я не признаю коллективного покаяния.

«Советская власть совершала преступления, и это надо признать»

Игорь Чубайс, доктор философских наук, директор Центра по изучению России, Москва:
— Это довольно сложный вопрос. Я считаю, что власть в Советском государстве совершила множество преступлений. И пока мы общенародно это не признаем, мы не сможем нормально двигаться вперед, мы не сможем быть признаны другими народами, мы не сможем иметь нормальные отношения с другими странами. Мне близка формула Адама Михника, который сказал: «Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа». Советская власть совершала преступления, и это надо признать.

Надо признать, что были допущены грубейшие ошибки. В 1968 году была оккупирована Чехословакия. Однако я несу за это ответственность, и я вышел протестовать с чехословацким флагом. Степень ответственности у разных людей разная, но то, что в принципе эти действия являются преступными — это нужно юридически признать. Кстати, позже были и заявления президента Ельцина, но у нас нет никакой преемственности власти, и каждый имеет свою позицию.

«Поскольку мы уже определили нынешнюю Россию как империю, ответ отрицательный»

Алексей Паныч, доктор философских наук, профессор Донецкого национального технического университета:
– Не могу однозначно ответить на указанный вопрос, т.к. по-моему вопрос дважды неправильно задан. Во-первых, что значит «каяться за свою историю»? Ни один народ в мире не кается за свою историю en gros. Каются за отдельные поступки и исторические ситуации (эпизоды), достойные покаяния. Во-вторых, что значит «нужно ли России каяться»? Какой субъект действия при этом имеется в виду? Россияне, сиречь нация? Или власть, сиречь государство? Во втором случае бессмысленно говорить «нужно», т.к. покаяние тут будет неразрывно связано с осуждением своего имперского прошлого именно как империи, что невозможно, пока Россия остается империей.

Да и потом, новая попытка немедленного перехода к третьему этапу демонтажа этой империи (после 1917-18 и 1991) прямо сейчас обернулась бы беспрецедентной гуманитарной катастрофой (тут не могу не согласиться с Путиным образца 1999 года, времен его первого кандидатства в президенты). В первом же случае нужно сперва разобраться, действительно ли россияне представляют собой нацию, т.е. сообщество людей, имеющих общую политическую волю и контролирующих аппарат ее реализации (сиречь государство) Поскольку мы уже определили нынешнюю Россию как империю, ответ отрицательный. Т.е., не могут даже за отдельные прошлые исторические эпизоды сегодня каяться ни российское государство, ни россияне как единое национальное целое. Какие-то совестливые представители российской интеллигенции, конечно, каяться могут и, видимо, будут, причем – по традиции – за весь народ и державу заодно; но эти представители, при всем к ним почтении - все-таки не Россия.