Способность Флориана Иллиса показать, какие страсти кипели в культурной среде Европы в 1913 году, накануне Первой мировой войны, проявляется в легкой манере повествования о судьбах группы лиц, которые сыграли определяющую роль в истории XX века. В главе «Январь» - первой из двенадцати, входящих в состав произведения Иллиса «1913» - немецкий журналист рассказывает, как грузин Иосиф Виссарионович Джугашвили с документами на имя Ставроса Пападопулоса приехал в Вену в январе 1913 года, после того, как выиграл у Ленина семь партий в шахматы в Кракове. Через несколько дней он заявил: «С сегодняшнего дня меня зовут Сталин».
Находясь в столице Австро-Венгерской империи, Сталин, по настоянию Ленина, пишет статью «Марксизм и национальный вопрос», которая в некоторой степени заложила основы модели государственного устройства будущего Советского Союза. Сталин любил гулять в садах дворца Шенбрунн. Эту привычку также имел непризнанный австрийский художник, которого не приняли в Венскую академию искусств, - Адольф Гитлер. Иллис предполагает, что эти два человека, сыгравшие зловещую роль в мировой истории XX века, встречались неоднократно и приветствовали друг друга, прикасаясь пальцами к полям шляпы. В то время они даже не могли представить себе, как впоследствии пересекутся их судьбы. С тех пор никогда они не находились так близко друг от друга, даже в 1939 году, когда заключали договор о разделе Польши.
Во второй главе «Февраль» автор рассказывает, как, проживая в доме № 30 на улице Schönbrunner Schlosstrasse у аристократа Александра Трояновского, будущий отец народов безуспешно пытался соблазнить служанку. В то же время хорошо знавший язык Николай Бухарин помогал Сталину с переводом всех необходимых ему материалов. Тем не менее Сталин никогда не простит Бухарину то, что он имел больший успех у девушки, и отплатит ему впоследствии пулей в затылок. Предполагается, что это была месть из ревности.
В феврале 1913 года на арене появляется русский писатель и журналист Лев Бронштейн, известный также как Троцкий. Он был лучшим шахматистом в венских кафе, но проиграл великому гроссмейстеру Сталину. Его финансовое положение было таким тяжелым, что он был вынужден закладывать свои произведения. Троцкий - один из создателей Красной Армии - был у Трояновских, когда там впервые появился Сталин. Впоследствии он описывал свои впечатления от встречи с ним: «В его глазах не было ни капли сострадания». Сталин же называл Троцкого «цирковым чемпионом с фальшивыми мускулами».
В феврале 1913 года в Барселоне родился Рамон Меркадер, который через 26 лет убъет Троцкого в Мексике альпенштоком. 23 февраля 1913 года Сталин, переодетый в женское платье и в парике, был задержан в Петербурге на вечеринке, устроенной петербургским комитетом большевиков с целью сбора средств для газеты «Правда», и сослан в Сибирь.
Иллис в своем произведении приводит в пример анекдотические истории для описания событий и тенденций той эпохи. «1913» - книга, легкая для восприятия. В ней поднимается столько тем и описывается столько персонажей, что представляется невозможным углубляться в детали. Но в то же время автор с удивительным мастерством дает характеристику того года, когда мир стоял на грани мировой войны. Через несколько месяцев начнется новый «короткий век» (1914-1989), в течение которого свершилась научно-техническая и культурная революция, произошли изменения в сознании людей, а варварство и дикость достигли беспредельных масштабов.
На страницах этой книги появляются: Пикассо, Дюшамп, Рильке, братья Манн, Шпенглер, Альма Малер, Лу Андреас-Саломе, Коко Шанель, Витгенштейн, Шницлер, Гессе, Гропиус, Юнгер, Музиль, Климт, Кафка, Луи Армстронг, Чарли Чаплин, Малевич, Кандинский, Кокошка, Шенберг, Стравинский, Эйнштейн и даже украденная «Джоконда», удивительным образом найденная и возвращенная в Лувр.
Также упоминаются Фрейд, Юнг и сложные взаимоотношения между ними. Иллис приводит в пример их переписку: «Эта привычка обращаться со своими учениками, как с пациентами, большая ошибка (…); просто из уважения никто не осмелится перечить пророку». Фрейд отвечает: «Тот, кто постоянно уверяет всех в свое нормальности, демонстрируя нестандартное поведение, вызывает подозрение в том, что он не осознает, что болен. С учетом этого предлагаю положить конец нашим личным взаимоотношениям». И наконец, Юнг: «Я даю согласие в ответ на Ваше пожелание прекратить нашу дружбу (…); впереди только молчание».