Начало этого века – золотая пора для частных военных компаний. На войне и частных военных услугах миллиарды долларов заработали компании, в первую очередь, из США, Великобритании и Южной Африки. Но мало кому известно, что в мире на данном рынке также большой популярностью и спросом пользуются бывшие или действующие солдаты и сотрудники спецподразделений из Колумбии. Причин для этого — несколько. Первая – уровень подготовки. С 90-х годов прошлого столетия колумбийцев активно обучают американские специалисты, и у элитных колумбийцев, как мало у кого в мире, есть определенный, негласно признанный международный стандарт услуг, да к тому же и знание английского языка. Вторая – цена. Колумбийцы обычно берут меньше, чем те же англичане или американцы, но качество услуг может быть и сопоставимо. Третья – численность предлагаемых на рынке бойцов. В Колумбии в вооруженных силах служат более 400 тысяч человек, которые регулярно и массово оказываются после увольнения на внутреннем и внешнем рынке частных военных услуг. Четвертая и самая главная причина популярности колумбийских наемников в мире – реальный, обширный и систематический военный опыт колумбийских военных в бесконечных боях против партизан и повстанцев самых разных мастей. В августе 2006 года первая партия колумбийских военных устроилась на работу в ЧВК в Ираке. Им обещали доход в 10 тысяч долларов в месяц на человека, но на деле платили около одной тысячи. 2006 год стал скандальным годом для колумбийских наемников в СМИ и годом большого первого разочарования военных. С тех пор колумбийцы воздерживались от массового участия в жизни ЧВК на мировом рынке. Но все меняется. С мая прошлого года более 1300 колумбийцев были завербованы Объединенными Арабскими Эмиратами для охраны нефтяных объектов и нефтепроводов, охраны границ и возможного подавления социальных протестов и даже для городских боев, в случае горячей фазы «арабской весны» в самих ОАЭ. Оплата – чуть ли не в десять раз больше, чем получает уволившийся спец в Колумбии. Месячная оплата для некоторых офицеров из Колумбии в ОАЭ может достигать 18 тысяч долларов. От желающих в Колумбии, понятное дело, нет отбоя. ОАЭ планировали довести количество колумбийских наемников до трех тысяч, что уже вызвало озабоченность у военного командования Колумбии, и в июне этого года ОАЭ в итоге посетила специальная делегация колумбийских генералов и дипломатов, которые пытаются хоть как-то ограничить исход военных специалистов из страны. О результатах этих оригинальных переговоров СМИ пока молчат.
Впрочем, те, кто не проходит очень жесткий отбор в ОАЭ, находят применение и дома, в Колумбии. Бывшие военные более чем востребованы политиками, бизнесом, криминальными структурами, повстанцами, сельскими отрядами самообороны и т.п. Маленькие частные армии – банальный быт в стране. Только одних бойцов FARC в Колумбии насчитывается около 8 тысяч человек. Число стрелков у кокаиновых баронов — не меньше. Для бывших военных с любыми взглядами на мир и любыми политическими и моральными убеждениями всегда найдется в Колумбии ниша, где можно заработать, нападая, охраняя или отстаивая свои интересы с оружием в руках.
Тем более, что в стране наблюдаются интересные изменения. Кокаин в Колумбии сдает позиции, и на первый план финансирования различных криминальных и политических организаций выходит нелегальная добыча золота, нелегальная лесозаготовка, вымогательство и похищения людей. Золото уже вышло на третье место даже по официальному экспорту после нефти и угля. Килограмм золота стоит в 19 раз дороже килограмма кокаина. В неделю можно на нелегальной шахте в Колумбии добыть два килограмма золота, а кокаин надо холить и лелеять до шести месяцев в году. Золото легально оборачивается в деньги, а кокаин – это всегда проблемы. Именно поэтому и политические повстанцы, и обычные бандиты все больше смотрят в сторону нелегальной добычи золота и колтана, уделяя меньше времени кокаину. В 2012 году производство кокаина в Колумбии неожиданно для многих упало на 25%. В то же время были закрыты аж триста нелегальных шахт по добыче золота. Это – капля в море. Легально в Колумбии добывается лишь 15% всего экспортируемого золота. Всем остальным добытчикам золота нужна защита. Зачастую и в лице отставных военных, так и не уехавших в Арабские Эмираты.
Иностранные военные приезжают не только в ОАЭ. За шумихой вокруг 700 американских военных, остающихся в Иордании после учений, и о возможных российских миротворцах вместо австрийских, малозамеченной осталась реальная новость о том, что США вновь отправляют 400 своих солдат на девять месяцев в египетский Синай в рамках работы любопытных своей историей Многонациональных сил по поддержанию мира на границе Египта с Израилем, не пользующихся поддержкой ООН. В данных силах, кстати, помимо всех прочих, служат все те же колумбийцы (300 человек). Изюминка новой смены американских солдат на Синае – это тот факт, что они, кроме обычной подготовки по охране границ и блокпостов, прошли специальные курсы по подавлению социальных протестов и бунтов, включая борьбу против атак бунтовщиков, применяющих коктейли Молотова против египетских сил правопорядка. Новые навыки американских солдат, скорее, пригодились бы в Каире, чем на Синае, где в борьбе с джихадистами вряд ли помогут полицейские операции.
США в регионе отметились и в военных финансах. Стало известно, что американцы планируют сократить свою военную помощь Израилю на 5%. На сегодняшний день в год США отводят Израилю около трех миллиардов долларов в виде военной помощи, финансирования учений и т.п. Израильтяне вздохнули свободно, так как ожидалось, что американцы могут урезать помощь на полмиллиарда долларов. Сокращения финансирования, скорее всего, отразятся на закупках F-35, противоракетной обороне и масштабах совместных учений. Программа «Железный Купол» не будет затронута. Тем не менее, сокращение помощи вызывает в Израиле некоторое недовольство, так как ситуация в Сирии и в целом в регионе обостряется.
В Европе же американская компания General Atomics, производитель ударных БПЛА Reaper, заключила партнерство с Fokker Technologies, пытаясь плотно обосноваться на европейском рынке дронов и выиграть тендер на поставку машин в Голландию. Ударными американскими беспилотниками уже пользуются Великобритания и Италия, на подходе — Франция и Германия. Конкуренты – беспилотники из Израиля. Сотрудничество с Fokker Technologies в теории должно символизировать, что Европа хоть как-то участвует в гонке по созданию и совершенствованию ударных дронов. Но новость о партнерстве вызвала бурную реакцию европейских компаний, и в итоге Finmeccanica, Dassault Aviation и EADS выпустили совместное заявление, в котором призывают правительства европейских стран в конце концов сконцентрироваться на содействии созданию и на закупках европейских ударных БПЛА, а не на приобретении американской или израильской продукции.