Я люблю Америку.
Я ненавижу антиамериканизм, этот социализм для дураков, и борюсь с ним вот уже 30 лет.
Я один из многих европейцев, которые понимают, что без американской культуры не было бы ни великой литературы 1950-х годов (Сартр был поклонником Дос Пассоса...), ни достойного французского кино (ось Трюффо-Хичкок-Спилберг...), ни, как несложно понять, модернизма и постмодернизма (Поллок и Франц Клайн, Сулаж и Симон Антай).
Я один из тех, кто уверен, что лучший для культуры способ защитить себя — это сохранять динамизм, поддерживать жизненные силы и возводить барьеры, но не против других культур, а против этой субкультуры, которая не имеет границ и зовется (на ваш выбор) пошлостью или кретинизмом.
Несмотря ни на что, я сторонник культурной исключительности в том виде, в котором ее недавно представили Орели Филиппетти и Франсуа Олланд. И сейчас я объясню моим американским друзьям почему.
1. Потому что живая культура не менее ценна, чем мертвая культура, богатство ушедших времен, которую международное сообщество (в первую очередь силами ЮНЕСКО) сделало всемирным наследием и всеми силами стремится сохранить.
2. Потому что она представляет собой не менее редкую ценность, чем природа, которую экологи со всего мира совершенно справедливо стремятся защитить. Фильм «Артист», книги Хабермаса и Умберто Эко, возможность для французского писателя и режиссера не писать книгу и не снимать кино на плохом английском, разве все это недостойно хоть малой части энергии, которую вы тратите на защиту заповедников во Флориде или детенышей тюленей в Антарктике?
3. Потому что культура — это не некое общее, а совершенно особо благо, которое подчеркивает человеческое достоинство людей, их неповторимость, их способность быть объектами права и слова. Газета The Wall Street Journal говорит о «французской особенности» и рассказывает о том, что французы якобы упираются лбом в некую непонятную «галльскую деревню». Но вот и нет! Они дают каждому, у кого есть, что сказать, доступ к подлинным универсалиям, а не зацикленном на торгашестве восприятию мира. Они отстаивают всеобщность индивидуального слова, уважение к которому является неотъемлемой частью американского кредо.
4. Потому что культура по своей сути и сущности предоставляет широкие возможности для торговли и обмена: культурная исключительность с такой точки зрения не направлена против свободы слова, а лишь укрепляет ее. Только полной жизненных сил, защищенной культуре по силам добиться соблюдения знаменитой первой поправки к вашей Конституции, которая гарантирует всем свободу слова. Эта защита не имеет ничего общего с протекционизмом и напрямую связана с понятным всем демократическим долгом, в частности в том смысле, который придаете этому слову вы, американцы.
5. Потому что вашему кино тоже стоит опасаться исчезновения остатков европейского кинематографа. Разве мощь вашей киноиндустрии не питало творчество Росселлини, Феллини и Висконти? Разве поколение Копполы, Скорсезе и Лукаса не выросло на Чинечитте в той же мере, что и на Голливуде? Так, разве потеря итальянского кино не будет тяжелейшей, катастрофической потерей для США, которая повторится в том случае, если подобная участь постигнет и французский кинематограф?
6. Потому что ваша культура тоже оказалась в опасности из-за триумфа сети. Потому что у нее тоже не получится выжить без формирования фондов для поддержки издателей и студий. Потому что спонсорская помощь, которая в прошлом стала залогом жизненной силы вашей системы, не приспособлена к новым условиям интернета и его индустрии. Потому что придуманные во Франции средства защиты культуры могут послужить и для вас (пусть в несколько иной форме) оружием в борьбе с угрозой обеднения разума.
После кризиса 2008 года вы ввели регуляционные меры на финансовых рынках.
Теперь же на повестке дня стоит обрушение индустрии культуры. И если мы ничего не сделаем с массовыми нарушениями, к которым ведет распространение новых технологий распространений через интернет, то уже в ближайшем будущем можем получить культурный кризис сродни финансовому краху 2008 года.
Одно из двух, мои американские друзья.
Либо вы будете упорствовать в анархическом капитализме, который в 2008 году, как всем известно, утащил нас на самый край пропасти.
Либо вы признаете, что наша борьба — это ваша борьба, что, говоря о культурной исключительности, Франция борется не только за свои интересы, но и интересы всего мира.